Ano-ds74.ru

Журнал ДС-74
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие места подлежат СОУТ

Какие места подлежат СОУТ

Специальная оценка условий труда (СОУТ) не всегда проводится в отношении всех рабочих мест. Основной нормативно-правовой акт (НПА), регламентирующий данную процедуру – №426-ФЗ. Он посвящен всем вопросам, касающимся СОУТ; в нем рассмотрены и описаны рабочие места, требующие спецоценки, а также особенности процедуры.

В нашей публикации рассмотрены группы рабочих мест, которые требуют спецоценки и которые ей не подлежат; подробно описаны особенности СОУТ, касающиеся подсчета мест, критерии признания их аналогичности. Кроме того, рассмотрим пример подсчета рабочих мест на небольшом предприятии.

Экспертная комиссия

За подготовку перечня рабочих мест, подлежащих спецоценке, отвечает экспертная комиссия, образуемая субъектом предпринимательской деятельности в лице работодателя (нанимателя). Утверждение ее состава сопровождается изданием особого документа – приказа. Деятельность членов комиссии регламентирована №426-ФЗ.

Рабочие места

Перед экспертной комиссией, образованной специально для СОУТ, стоит важная задача, требующая решения при подготовке к процедуре. Речь касается следующего: при подсчете рабочих мест на спецоценку необходимо учитывать, что некоторые их категории не подлежат оценке, а некоторые требуют особого внимания. В отношении последних (будут рассмотрены далее) законодателем предусмотрен особый порядок. Он регламентирован №426-ФЗ и рядом смежных НПА.

Места, условия трудовой среды на которых не нужно оценивать

В перечень, утверждаемый комиссией, образованной для СОУТ, не подлежат включению некоторые рабочие места. На них не требуется проведения спецоценки. Это, (согласно положениям, п. 3 ст. 3 №426-ФЗ) рабочие места:

  • надомников (такие лица выполняют трудовые обязанности на дому, ст. 310 №197-ФЗ,);
  • удаленных сотрудников (лица, трудящиеся вне места фактического нахождения нанимателя, ст. 312.1 №197-ФЗ);
  • лиц, заключивших соглашения с субъектами предпринимательской деятельности –физическими лицами, но не прошедшими регистрацию в регламентированном законодателем порядке.

Также не требуется специальная оценка в отношении условий трудовой среды на рабочих местах в религиозных объединениях, получивших статус организаций.

Стоит упомянуть общий порядок СОУТ. Он регламентирован №426-ФЗ и предполагает оценку условий в последовательности:

  • Организация.
  • Подготовка.
  • Идентификация факторов.
  • Исследования и т. д.

Нас интересует этап идентификации (п. 3 в перечне).

Согласно положениям п. 6 ст. 10 №426-ФЗ, процедура не проводится в отношении условий труда на рабочих местах лиц:

  • имеющих специальности, в отношении которых законодателем предусмотрена возможность получения пенсионного обеспечения и льгот вне действующего для всех порядка (досрочно);
  • получающих предусмотренные отраслевыми НПА компенсации за выполнение трудовых обязанностей в условиях, подпадающих под определение «вредные условия» (проведение раз в пять лет в порядке очередной СОУТ);
  • трудящихся в условиях, которые ранее в результате СОУТ не были признаны соответствующими нормам (СОУТ в отношении таких мест также проводится с периодичностью один раз в пять лет).

Где проводится СОУТ в особом порядке

Мест, на которые следует обратить внимание при подготовке к оценке условий труда, несколько.

Положениями №426-ФЗ установлено, что СОУТ в особом порядке проводится на местах выполнения трудовых обязанностей:

  • госслужащими (п. 4 ст. 3 №426-ФЗ; СОУТ в отношении таких мест должна проводиться с учетом требований и правил, установленных отраслевыми НПА (НПА о госслужбе));
  • лицами, имеющими доступ к сведениям, охраняемым законом (гостайна; как и в первом случае, СОУТ в отношении условий трудовой среды на рабочих местах таких лиц должна осуществляться с учетом рекомендаций и регламентов, закрепленных законодателем в отраслевых НПА (о гостайне)).

Также особого внимания заслуживает введенное законодателем понятие «отдельные виды работ». СОУТ на местах выполнения таких работ в некоторых случаях проводится с учетом дополнительного перечня факторов, влияющих на работников в условиях трудовой среды.

К «отдельным» относятся места, указанные в Постановлении Правительства №290. Примеры: члены летных экипажей; радиационно опасные предприятия и др.

Порядок оценки условий труда в отношении последних зависит от особенностей и требований, устанавливаемых уполномоченными на регулирование государственными органами в соответствующей сфере деятельности (в рамках упомянутой категории («отдельные виды работ») и в сфере оценки условий труда на местах выполнения таких работ).

СОУТ на местах с территориально меняющимися рабочими зонами

Оценка условий труда на таких местах, согласно п. 4 ст. 16 №426-ФЗ, осуществляется в два этапа. На первом осуществляется определение типичных операций, выполняемых рабочими; операции рассматриваются в качестве источников вредного влияния. На втором этапе проводится оценка влияния этих факторов на сотрудников.

Аналогичные рабочие места

До проведения СОУТ комиссией могут быть выделены в отдельную группу аналогичные рабочие места. Чтобы признать их аналогичными, членам комиссии потребуется учитывать выполнение ряда необходимых условий (п. 6 ст. 9 №426-ФЗ), среди которых:

  • расположение в однотипных помещениях;
  • оснащение однотипными системами вентиляции, отопительным оборудованием и т. п.;
  • ведение работниками однотипных видов деятельности;
  • режим труда должен быть одинаков для всех работников.

Также есть еще одно условие, выполнение которого необходимо в данном контексте – сотрудники на рабочих местах должны использовать одинаковое оборудование, инструменты, материалы и т. п.

Законодателем предусмотрено, что в случае выявления в процессе оценки хотя бы одного места, не соответствующего критериям аналогичности, СОУТ подлежит проведению в отношении всех таких мест.

В случае с аналогичными местами СОУТ проводится лишь в отношении одно пятой части от их общего количества.

Количество аналогичных рабочих мест на оценку не может быть менее двух.

Кроме того, в отношении аналогичных рабочих мест можно разрабатывать единый перечень мероприятий по улучшению условий и заполнять одну карту СОУТ. Основание – положения п. 1, п. 2, п. 3 и п. 5 ст. 16 №426-ФЗ (посвящены оценке аналогичных мест).

Аналогичные места дают возможность собственникам бизнеса экономить на процедуре посредством сокращения общего количества мест, заявляемых на СОУТ. Грамотно подсчитав места на оценку, можно сократить продолжительность процедуры и ощутимо снизить расходы.

Читать еще:  Административное взыскание. Порядок наложения административных взысканий

Ошибки при определении аналогичных мест

На практике определение количества именно аналогичных рабочих мест вызывает трудности у специалистов. Ошибок, допускаемых при определении в процессе подготовки к СОУТ аналогичных рабочих мест, множество. Расскажем о самых частых из них.

Неверный подсчет.

Возвращаясь к допущениям и рекомендациям, содержащимся в №426-ФЗ и касающимся аналогичных рабочих мест, можно обнаружить, что законодатель дает возможность нанимателям организовывать СОУТ в отношении только 20% таких мест.

Если, к примеру, в какой-либо фирме на должности «технолог» работает пять человек, при этом выполняются условия (критерии) аналогичности, специалист может, руководствуясь допущениями, заявить одно место (5*0,2=1). Такое решение будет ошибочным.

Согласно п. 1 ст. 16 №426-ФЗ, аналогичные рабочие места могут оцениваться не в полной совокупности, однако их количество, заявляемое на СОУТ, не должно быть менее двух (больше – допустимо, меньше – недопустимо).

Рассмотренное требование нарушать нельзя. За отступление от регламента работодатель может быть привлечен к ответственности.

Неверное применение критериев аналогичности.

Пример – офис, где в одинаковом режиме времени осуществляют трудовую деятельности кадровики, бухгалтеры и т. п. Они используют одинаковые компьютеры или ноутбуки, прочие устройства (печатные, мультимедийные), в одно время приходят на работу, в одно время покидают ее. Кажется, что налицо соответствие критериям аналогичности. Но если специалист решает, что рабочие места в описанном случае являются аналогичными, он допускает грубую ошибку.

Последняя заключается в том, что не был учтен критерий соответствия должностей, занимаемых сотрудниками, их специальностей. Он является одним из обязательных критериев аналогичности, соответствие ему необходимо для признания совокупности мест аналогичными по условиям труда.

Это лишь некоторые из типичных ошибок. Обращаясь к практике отечественных специалистов, можно обнаружить случаи, когда даже несерьезные просчеты оборачивались для субъектов предпринимательской деятельности штрафами.

Чтобы избежать неблагоприятных последствий, при определении количества рабочих мест, заявляемых на оценку, необходимо учитывать:

  • особенности используемых сотрудниками технических средств, оборудования, и т. п. (год выпуска, модель, производительность и проч.);
  • график работы (5/2, 2/2, сменный график);
  • профессии, должности и т. п.;
  • выполняемые сотрудниками трудовые обязанности и т. д.

Так, при признании совокупности мест аналогичными крайне важно и необходимо учитывать множество критериев, руководствоваться при этом №426-ФЗ, в частности, п. 6 ст. 9 и п. 1 ст. 16.

Как подсчитать места

Порядок действий при подсчете мест на оценку условий труда зависит от количества сотрудников, их должностей и профессий, оборудования, с которым работают люди и от прочих ранее рассмотренных факторов. Опираясь на приведенный пример, специалист может самостоятельно произвести подсчет мест на оценку.

В качестве примера приведем производственное предприятие с относительно небольшим количеством сотрудников. Пусть их будет 24:

  • директор – 1;
  • мастера смен – 4;
  • машинисты установок – 4;
  • водители – 2;
  • кладовщицы – 4;
  • контролеры качества – 4;
  • менеджер по закупкам и продажам – 1;
  • грузчики – 4.

На каждый из пунктов списка приходится по одному рабочему месту. Это необходимо учитывать при подсчете.

Порядок подсчета мест на оценку условий труда в заданном случае включает ряд условных этапов.

Определение общего количества мест. На данном этапе подсчета получаем в общем 8 мест (место директора, место мастеров, место машинистов и т. д.). Цифра не является окончательной, она изменится впоследствии дальнейших шагов подсчета. Директора и менеджера принимаем в качестве «констант» (два места, два сотрудника разных должностей, заявлять необходимо оба рабочих места). Обязательными, таким образом, принимаем 2 места для СОУТ.

Учет графика. Мастера и машинисты, кладовщицы и грузчики, а также контролеры работают по следующему графику: две смены в день, выходной, две смены в ночь, отсыпной, два выходных. Для каждой из приведенных категорий сотрудников график един, в смену работает один мастер, один машинист, одна кладовщица и один грузчик, а также один контролер. Условия трудовой среды для каждой группы аналогичны (обязанности, функции, используемое оборудование и технические средства). То есть из пяти рабочих (всего 5 групп) на оценку идут все. Итого из общего количества мест (8), изначально планируемых для заявления на оценку, остается только 7 (директор, менеджер и сменные рабочие).

Учет мест водителей. Они развозят сотрудников на Газели и ПАЗе по очереди, один – на дневные смены и с ночных («Газель»), а также забирает менеджера вечером. Другой развозит работников на ночные смены и забирает с дневных («ПАЗ»). После развозки водители возвращаются домой. Заявлению на специальную оценку подлежит 2 рабочих места, потому как автомобили разные. На оценку идет, таким образом, 9 мест (7 на прошлом этапе складываем с двумя на текущем).

Итого в описанном примере заявлять на СОУТ необходимо 9 рабочих мест.

Главное – не допускать ошибок и руководствоваться критериями аналогичности и требованиями, предусмотренными положениями №426-ФЗ в отношении процедуры, в частности, в отношении подсчета мест на спецоценку. Это позволит не только сократить время, необходимое для проведения процедуры, но и даст возможность сэкономить на услугах экспертных организаций, специализирующихся на СОУТ.

Услуга СОУТ

Остались какие-либо вопросы? Хотите уточнить нюансы или заказать услугу по спецоценке условий труда? Обращайтесь! Свяжитесь с нашим менеджером для уточнения деталей. Он озвучит стоимость после консультации и расскажет о нюансах сотрудничества.

Проконсультируем, расскажем об основных моментах и этапах оценки. Проведем необходимые процедуры, разработаем декларацию и составим отчет о СОУТ.

Аналогичные рабочие места: выявление и оценка

Согласно части 6 статьи 9 федерального закона &8470; 426-ФЗ для аналогичных рабочих мест выделяют признаки: «расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты».

Читать еще:  Исполнительное производство по кредиту

Один из первых шагов спецоценки — это подготовка перечня рабочих мест и определение аналогичных. Верно определив количество аналогичных рабочих мест, компания сокращает расходы на проведение СОУТ до 80%. При выявлении аналогичных рабочих мест спецоценка проводится только в отношении 20% от общего числа таких мест (но не менее чем двух). Ее результаты применяются для всех аналогичных рабочих мест. Для них также заполняется одна карта СОУТ, разрабатывается единый перечень мероприятий, направленных на улучшение условий труда.

Понятие аналогичных рабочих мест

Критерии признания рабочих мест аналогичными, то есть имеющих совпадающие характеристики, приведены в ст. 9 ФЗ-426. В частности, к ним относятся следующие условия, причем соблюдение каждого из них в данной ситуации является обязательным:

  • рассматриваемые рабочие места находятся в одном производственном или офисном помещении либо располагаются в помещения одинакового типа;
  • рабочие места оборудованы идентичными или однотипными инженерными системами, включая системы освещения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха;
  • в процессе трудовой деятельности работники руководствуются требованиями одинаковых технологических процессов, включая требования к применяемому оборудованию, технике, сырью и материалам;
  • работающие на этих местах сотрудники имеют одинаковые профессии, специальности, должностные позиции и выполняют совпадающие трудовые задачи;
  • работники трудятся в одинаковом режиме соотношения труда и отдыха;
  • для целей обеспечения необходимого уровня безопасности трудовой деятельности работников применяются идентичные средства индивидуальной защиты.

Порядок проведения спецоценки на аналогичных рабочих местах

Проведение специальной оценки условий труда в отношении аналогичных рабочих мест

Реализация процедуры специальной оценки условий труда (СОУТ) на аналогичных рабочих местах предполагает, что к моменту начала соответствующих работ работодателем уже составлен их полный перечень с указанием требуемых характеристик на таком месте. Поэтому эксперт уполномоченной организации, которая будет проводить спецоценку, сразу приступает к разработке плана мероприятий в рамках этой процедуры, которые будут реализовываться в соответствии с правилами проведения работ на одинаковых рабочих местах.

После завершения необходимых испытаний, измерений и обследований эксперт заполняет общую карту, которая впоследствии будет применяться для всех рабочих мест, которые для целей СОУТ были признаны аналогичными. Кроме того, для них разрабатывается общий план улучшений условий труда, обеспечения безопасности трудовой деятельности и мероприятий по охране труда.

Условия проведения СОУТ

П. 1 ст. 16 ФЗ-426 предоставляет работодателю, имеющему в своем распоряжении значительное количество аналогичных рабочих мест, возможность существенно сократить фронт работ. В частности, положения указанной статьи устанавливают, что в такой ситуации ему достаточно осуществить спецоценку в отношении 20% таких мест, а результаты ее проведения можно распространить на все другие идентичные рабочие места. При этом такая экстраполяция распространяется как собственно на результаты спецоценки в части измерения интенсивности воздействия негативных факторов, так и на рекомендации по улучшению условий труда.

Особенно полезными положения указанной статьи могут быть для крупных работодателей, у которых аналогичными условиями обладают более 10 рабочих мест. Дело в том, что законом установлено минимальное количество таких мест, в отношении которых необходимо реализовать процедуру спецоценки — два рабочих места. Таким образом, даже если на данном предприятии имеется, например, пять или семь совпадающих должностных позиций, СОУТ все равно должна быть проведена в отношении хотя бы двух из них.

Ограничения в применении упрощенного порядка

В процессе проведения спецоценки уполномоченная организация в том числе принимает во внимание, действительно ли вышеуказанные условия признания рабочих мест аналогичными выполняются в отношении предоставленного ей перечня. При этом на практике иногда случается, что в ходе СОУТ обнаруживаются существенные различия в условиях трудовой деятельности на таких местах. В этом случае применение упрощенного порядка реализации процедуры специальной оценки является неправомерным, и компания-исполнитель должна будет произвести замеры опасных факторов на всех рабочих местах, которые были отмечены как аналогичные.

ПРИМЕР №5

Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана» в соответствии с законодательными актами, действующими на момент аттестации. При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана. В рамках аттестации было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Такое решение было оформлено организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, в виде письма, составленного после завершения процедуры этой аттестации. Это письмо было представлено суду организацией, занимающейся рыбной ловлей.

Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) отсутствуют. В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», поскольку ни Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342н (утратил силу на основании приказа Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 103н), ни Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года №33н, не предусматривают такой формы оформления результатов аттестации или специальной оценки рабочих мест по условиям труда.

Читать еще:  Гарантийное письмо о трудоустройстве

Есть еще и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях настолько часто происходят изменения, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ, которые потребуют новых финансовых затрат. Ведь в этих случаях в отношении вновь организованных рабочих мест неизбежно потребуется, руководствуясь статьей 17 Закона № 426-ФЗ, провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Изменение штатного расписания в части наименования должности –основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня в окончательном виде при проведении СОУТ, помимо наименований и количества рабочих мест, потребуется определить их соответствие признакам аналогичности. Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), поскольку полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в статье 9 Закона № 426-ФЗ:

  • рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на рабочих местах работники:

– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;
– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;
– ведут однотипный технологический процесс;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ. В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствуещего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Закона № 426-ФЗ, из числа рабочих мест, раннее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст. 16 Закона № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ:

1. Формирование перечня проводится на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест для целей проведения СОУТ должно соответствовать количеству работников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с различными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями являются разными рабочими местами.

4. Аналогичными признаются те рабочие места, которые соответствуют всем признакам аналогичности, перечисленным в статье 9 Закона № 426-ФЗ.

Каким требованиям должны отвечать аналогичные рабочие места

В 2013 г. ТК РФ выпустил Приказ о СОУТ. Установились главные постулаты к местам работы, входящих в категорию аналогичных. Согласно нормативному акту, особенность таких мест в том, что они должны:

  • занимать одно помещение либо располагаться в нескольких одинаковых по своим признакам помещениям;
  • иметь одинаковые условия труда, идентичное оборудование (вентиляцию, освещение, отопление);
  • предназначаться для работников однотипной профессии, специальности, должности;
  • быть идентичными по занятости кадровиков за определенный промежуток времени;
  • по оборудованию, инструментам, материалам не должны отличаться.

Важно! Если при спецоценке один из проверяемых не будет отвечать другим, тогда контролю подвергнутся все объекты.

Отличной иллюстрацией к определению подобных мест является пример главного бухгалтера и бухгалтера, которые трудятся в одном кабинете. Даже если они выполняют одни и те же функции, их нельзя назвать аналогичными, так как сама должность главного бухгалтера отличается от должности рядового бухгалтера.

Внеплановая специальная оценка условий труда

В каких случаях проводитсяСрок проведения
(месяцев не более)
✓ Ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест12
✓ Получение предписания от инспектора ГИТ6
✓ Изменение технологического процесса, замена оборудования12
✓ Изменение состава применяемого сырья/материалов6
✓ Изменение средств коллективной и индивидуальной защиты6
✓ Несчастный случай на производстве (кроме вины третьих лиц)6
✓ Выявлено профзаболевание (если причина — вредные факторы)6
✓ Мотивированное предложение профсоюза/иного представителя6

Внеплановая спецоценка, организованная без достаточных оснований,
может быть расценена как нарушение Порядка проведения (ФЗ 426–ФЗ).

Заказать внеплановую спецоценку

Новые правила использования результатов спецоценки с 2020 года

Работодатели не могут применять результаты СОУТ, пока сведения о них не появятся в информационной системе учёта. Организация-оценщик передаёт данные в систему учёта и сообщает об этом работодателю в течение трёх рабочих дней с момента передачи. Если результаты СОУТ содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, то они в информационную систему не передаются и могут применяться со дня утверждения отчета о СОУТ. С 2020 года декларация соответствия условий труда начинает действовать только после внесения информации в систему. По раннее действовавшему порядку документ был действителен со дня утверждения отчета о спецоценке.

Декларация соответствия условий труда в отношении результатов проведения СОУТ, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, как и ранее, действует со дня утверждения отчета. (451-ФЗ от 27.12.2019).

Остались вопросы?

Наши юристы оказывают услуги по проведению СОУТ. Свяжитесь с нами для получения консультации.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector