Ano-ds74.ru

Журнал ДС-74
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления

Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления

BAby concentrating

Сегодняшняя статья посвящена проблеме детской агрессии.

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо.

Какие могут быть проявления агрессии у детей?

Злость и возмущение, которые выражаютсяв отчаянном плаче младенца, причина которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.

Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет.

Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к поведению ребенка, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье; непослушание, упрямство и др.

Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет могут быть связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта», с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

Драчливость у мальчика, плач, визгу девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.

У подростков-мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек — негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Чем полезна агрессия?

В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни – это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее разрушительных, асоциальных форм, и поощрение ее положительных проявлений, таких как целеустремленность, настойчивость, умение постоять за себя, сказать «нет» тому, что неприятно или вредно для ребенка

В чем причины детской агрессивности?

Агрессия может возникать в следующих случаях:

как реакция на фрустрацию — это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия;

как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;

как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (чаще всего поведение родителей или значимых взрослых, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Специального вмешательства требуют следующие типы агрессивности ребенка:

1. Ребенок старше пяти лет получает удовольствие, му­чая других детей и животных. Такой проявление встречается редко, но всегда требует специального лечения у психотерапевта и психолога.

2. Агрессивность гиперактивного ребенка. Такой ребе­нок беспокоен, агрессивен, все задевает его, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение его от­личается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным, а регулирование его – предметом забот врача.

3. Ребенок проявляет немотивированную, ничем не обусловленную агрессию, а воспитательные меры не помогают.

4. Агрессивное поведение детей с особенностями пси­хофизического развития.

Как предотвратить разрушительное проявление агрессивности у ребенка?

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь.

Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию — пусть он порезвится один или с приятелем; не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела – пусть его энергия расходуется в «мирных» целях (спорт, научные кружки, «мастерилки» ит.п.).

Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками — в совмест­ных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

Не прибегайте к физическим наказани­ям!

Показывайте ребенку личный пример эффективного доброже­лательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т.п.

«Лечение» агрессивности

Для коррекции агрессивного поведения детей годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка «испорченным». Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, неприятия ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет еще более трудным.

Если вам сложно справиться с агрессией ребенка, попробуйте обратиться за помощью к специалистам: врачам-психотерапевтам и психоневрологам, психологам, педагогам.

Основные выводы

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, и чаще всего в страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

Словесная атака: эффективное отражение

словесные атаки

Наша жизнь полна не только радостными и приятными событиями, не редко мы встречаемся и с неприятными — НА НАС НАПАДАЮТ, словом.

Нас обвиняют, провоцируют, обзывают, оскорбляют. нам хамят, над нами глумятся, пытаются унизить…, нам делают замечание, мы делаем замечание, нас как-то задели, мы кого-то обидели…
Нам приходиться защищаться от нелестных выпадов в свою сторону, иначе не будут уважать.

От словесных нападений и последующих перепалок никто не застрахован — ни на работе, ни на улице, ни дома… — «доброжелателей» везде хватает — недовольных, принципиальных, убежденных. у которых не всегда хорошее настроение, которые только и ищут повода, чтобы все высказать, выплеснуть, сказать…

Не всегда удается сохранить душевное равновесие, особенно когда интересы не совпадают, или отношения носят противоречивый, конфликтный характер, не всегда знаешь, как себя вести, что и как сказать.

— Вы уж как-то очень долго думаете…
— Ты какой-то бледноватый в последнее время…
— Это ты для премии так стараешься?
— Тебя никто не уважает, я знаю…
— А почему у вас такое несчастное лицо?
— А у тебя ведь пока нет высшего образования?
— И не надо быть таким впечатлительным…
— А тебя вообще не сочли нужным проинформировать- видно теряешь позиции…
— Вы что, совсем обеднели? Несчастный… сочувствую… Не можете купить себе даже обычного компьютера…
— Вы что, разбогатели? Уже такой компьютер можете себе позволить?
— Знаете, такого конфуза я от вас не ожидал…
— Ты не мог бы поменьше говорить, а побольше делать?
— Как вы могли в таком наряде на переговоры прийти!? Вы вообще думать умеете?! У вас на голове не прическа, а помойка!
— Слышишь, ты, да-да, к тебе обращаюсь. Я уже в третий раз тебе повторяю одно и то же! Похоже, ты вообще ни чего не понимешь. Ну, чего глазами хлопаешь, порасторопней надо быть.

Читать еще:  Как оспорить дисциплинарное взыскание на работе?

Итак, человек идет с вами на конфликт — нападает, задевает, провоцирует, хамит, оскорбляет…

Поэтому умная голова, находчивость и хорошо подвешенный язык стоят на много больше, чем накаченные мышцы.
Накаченных мышц везде хватает, а вот с умением уверенно, ловко, эффективно отвечать на любые резкие выпады в свою сторону — явные проблемы.
Одной-парой фраз можно как вознести себя, так и уронить.

В данном разделе мы будем учиться эффективно отвечать на любые негативные выпады — словесные нападения — хамство, сарказм, приколы, оскорбления.

5 МОМЕНТОВ — 5 основных ПРАВИЛ эффективного поведения В СИТУАЦИИ СЛОВЕСНЫХ НАПАДЕНИЙ

1. «Вежливость — залог безопасности»

Не начинайте сами, особенно, когда того не требует ситуация…

Бывает так, что ощущая собственную правоту, люди не осознают, что сами, своей грубостью, бестактностью, высокомерием, плохим настроением, неуважением, глупостью. провоцируют скандал. А когда на грубость получают ответную грубость (естественная реакция организма), активно недоумевают от грубости и бестактности других.
Причины такого поведения читайте в статье «Почему люди нападают? — провоцируют, глумятся, оскорбляют…»

Для сравнения, из мира людей и собак: большие и сильные собаки обычно не гавкают на людей или на других собак, если только один раз, но конкретно… — лают (заливаются лаем) только маленькие, либо лишенные всего доброго, собачки… (делаем выводы)

2. Уверенность, сила. в ситуации словесных нападений

Уверенность — основополагающий показатель сильной личности, и главное, эта уверенность, сила (или наоборот, слабость) чувствуется во всем — это чувствуете и вы, это чувствуют все.

Парадигма жизни: «Слабого хочется обидеть, к сильному — приткнуться…» — такова жизнь.

Поэтому очень важно, как вы себя ощущаете, как ставите — «Я никчемный, у меня все плохо, я «мальчик для битья». » или «Я уверен, я не боюсь, я — Большой, я сильный, я — Крутой!».
И в ситуации конфликта, каких-либо столкновений, это особо ощущается — с сильными, уверенными обычно не связываются, а для слабого всегда найдется тот, кто захочет его толкнуть.
Не забываем, что «образ палача во многом формирует сама жертва» — «если вы стоите в нагнутой позе, не удивляйтесь, что вас имеют».

Подробнее, про уверенность, от чего она зависит, и как её развивать. читайте здесь.

3. Эмоциональная устойчивость: спокойное восприятие словесных нападений

Когда нападают словом — важно быть не просто сильным и уверенным, но и уравновешенным, способным контролировать и регулировать свои эмоции.
Гнев — опасная штука…, он затемняет разум и заставляет делать глупости… Соперник получает преимущество, а надо, чтобы у соперника был затемнен разум, тогда преимущество получаешь ты.

От чего зависит эмоциональная устойчивость, а именно, спокойное, уравновешенное поведение в конфликтной ситуации?

Основные аспекты эмоциональной устойчивости в конфликтной ситуации

1. Эмоциональная устойчивость, как особенность психики, характера (врожденные и приобретенные аспекты)
2. Текущее эмоциональное состояние (настроение)
3. Эмоциональная устойчивость, как волевая и разумная способность контролировать и регулировать свои эмоции, в частности, свой гнев (эмоциональный интеллект)

4. Ваш УМ.

Ваш УМ, который все понимает и способен правильно (объективно) оценить происходящее.

Ваш УМ, который найдет верное решение в самой сложной конфликтной ситуации

Думайте, как себя вести — как лучше, правильней себя повести именно для данной ситуации, для данного человека, для данных отношений.

Если, к примеру, на примитивное «Пошел ты …!» вы так же просто отвечаете — «Да пошел ты сам …!» — и «оппонент» туда и ушел, а вам, в принципе, так и надо, то значит тактика, для данной ситуации, для данного конкретного человека, для данных конкретных отношений, была выбрана правильно.

Но не все так просто в этой жизни — не всегда и не всякого можно (и надо) «посылать»…
Ко всему, есть масса и других — интересных, эффективных, нестандартных, креативных. способов реагирования, когда и победа будет в радость, и достоинство сохраняется, и люди (за находчивость, уверенность и оригинальность) начинают уважать…

5. МАСТЕРСТВО словесной борьбы

Мастерство владения всеразличными приемами и техниками — как эффективно отвечать на различные словесные нападения

словесные атакиВ народе говорят… (а в народе зря не говорят), что «зло побеждает там, где добро бездействует», и именно поэтому — «добро должно быть с кулаками»… И еще много чего говорят в народе. А истина все равно одна — любишь ты драться или не любишь, а время от времени все равно приходится драться. Поэтому…, лучше уметь драться.
Т.е. эффективно управлять конфликтами, не давая возможности и себя унижать, и отношения, если надо, сохранять.

А для этого необходимо мастерски владеть полным арсеналом приемов, техник, как защиты, так и встречного нападения. Мастера словесных поединков владеют всеми способами. Про таких говорят — «палец в рот не клади» — всегда найдут чем ответить, что сказать.

Психологический БОКС

Психологическое АЙКИДО

Психологическое КАРАТЕ

Это быстрое и жесткое психоподавление противника, когда вступать в словесную перепалку нет никакого смысла, тактичность тоже не поможет — надо быстро, четко морально подавить противника, сломать его дух и желание противостоять…

Умейте снимать СТРЕСС, напряжение, раздражение. если, все же, «зацепили».

И не «стаканом», конечно, а зрелостью, способностью быстро, адекватно переработать произошедшее, снять напряжение и переключиться на позитивную жизненную волну.

ДЛЯ ВСЕХ, КТО ХОЧЕТ:

Онлайн школа ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КИКБОКСИНГА «Full control». Искусство словесной борьбы. Техники психологического БОКСА, КАРАТЕ, АЙКИДО. — все в одной системе!

💡 Причины конфликтов родителей и детей

Поводов для ссоры между ребёнком и родителем существует, наверное, столько же, сколько существует на свете семей. Часто родители ругаются на ребёнка за непослушание, когда он не соответствует их ожиданиям, когда им не удаётся привить ему какие-то важные жизненные навыки и ценности. Иногда проблемным моментом становится детская ложь — как правило, если в прошлом родители наказывали ребёнка или ругались на него за какие-то проступки, то не умея или не желая изменить своё поведение, ребёнок учится скрывать подобные вещи. Например, если родитель систематически отчитывает ребёнка за плохие оценки, которые ребёнку не удаётся исправить, велика вероятность, что в итоге ребёнок просто начнёт лгать или умалчивать о своей успеваемости в школе.

В более старшем возрасте причиной конфликтов становится уже не только родительское недовольство ребёнком, но и критика родителей со стороны детей, а также борьба за свободу принимать самостоятельные решения. Стремление оградить ребёнка от опасности часто вступает в противоречие с желаниями и устремлениями подростка. Кроме того, если дома в какой-то момент вошла в привычку ругань, разговоры на повышенных тонах и бесконечные запреты, у ребёнка накапливается обида, которая может вырваться в виде резких фраз или игнорирования родительских просьб.

В основном частые конфликты в семье происходят потому, что родитель в процессе воспитания апеллирует к собственному авторитету и стремится заставить ребёнка что-то делать вместо того, чтобы искать способ замотивировать его или договориться с ним. Родителям порой не хватает времени и возможностей, чтобы разобраться в первопричинах проблемного поведения ребёнка и вместе прийти к компромиссу.

Без столкновения интересов не бывает сотрудничества

Поскольку люди не могут быть согласны во всём и всегда, общаясь, они рано или поздно натолкнутся на возможный конфликт. Но когда они пытаются избегать таких опасных зон, они, как ни странно, оказываются не сплочёнными, а более разобщёнными. Ведь без открытого обсуждения разного видения и разных мнений их нельзя привести к единому знаменателю.

Читать еще:  Как проверить долги по кредитам по фамилии?

К примеру, ваш коллега считает, что нужно согласиться на не самые выгодные для фирмы условия и подписать договор, который прислали контрагенты, чтобы приобрести хороших деловых партнёров. Вы же придерживаетесь мнения, что, один раз «прогнувшись», вы и в следующий раз будете вынуждены принимать неудобные и невыгодные условия, и никакого делового сотрудничества не получится. Возможно, прав коллега, возможно, вы. Возможно, у кого-то из вас есть ценная информация, которой не обладает второй — например, инсайдерские сведения о компании-партнёре или контакты с кем-то из руководства. Узнать это можно, лишь обсудив ситуацию. А обсуждение в таком случае, скорее всего, начнётся со слов: «Подожди. Я не согласен. Почему ты думаешь, что это хорошее решение? Я считаю, что нам стоит сделать наоборот, и вот почему».

Если оба собеседника спокойны и настроены на конструктивный разговор, конфронтация может перерасти в дискуссию, а та — в полноценное сотрудничество (вы расскажете, какая информация есть у каждого из вас, и примете оптимальное решение). Конечно, возможны и менее благоприятные исходы: третий человек — руководитель — всё решит за вас, коллега не станет вас слушать и тому подобное. Но если вы не покажете, что не согласны, открытой дискуссии в любом случае не выйдет — а значит, решение примут без обсуждения и, возможно, обладания полной информацией.

В пособии по медиации конфликтов упоминается пример, когда разводящаяся пара никак не могла поделить загородный дом, построенный за годы брака на общие деньги. Продавать его и делить доходы бывшие муж и жена не хотели и, разумеется, не собирались владеть им сообща — такая ситуация никого не устраивала. Ситуация казалась неразрешимой, пока медиатор не стал расспрашивать супругов, по какой причине они не хотят расставаться с домом. Выяснилось, что муж видит в нём символ семейного гнезда и привязан к дому как к месту, хотел бы часто жить в нём и приглашать туда общих детей. А жена собиралась сдавать его и жить на доходы от аренды. В результате пара подписала договор: мужчина выплачивал бывшей жене денежную компенсацию, а сам жил в доме и привозил туда на выходные детей. Если бы мужчина сразу уступил дом без обсуждения, то чувствовал бы себя уязвлённым, что остался без любимого жилья, обстановки и выездов на природу с детьми. А если бы уступила его бывшая жена, она осталась бы без существенной части дохода. Конфронтация помогла каждому отстоять свои интересы.

Локализировать конфликт. Выяснить причины недовольства

локализировать конфликт

Длится 3–6 минуты

Пытаться перекричать клиента – глупо. Вы не сумеете что-либо доказать покупателю, пока эмоции у него фонтанируют. В данный момент важно избавиться от невольных свидетелей. Вам незачем разыгрывать спектакль перед другими клиентами. А потому – действуете спокойно и уверенно:

1. Скажите разгневанному клиенту, что повода шуметь нет, ведь вы уже обратили на него свое внимание. Убедите покупателя в том, что его проблемой займутся сию секунду.

2. Выясните корень проблемы. Договоритесь о вариантах ее решения. Чтобы во время беседы клиент не чувствовал безмолвной поддержки от других покупателей – уведите его в коридор, в другую часть зала или в подсобное помещение. Предложите ему присесть – скандалить сидя куда сложнее.

3. Попросите клиента рассказать о своем недовольстве во всех подробностях. Ему придется сбавить пыл – эмоционально рассказывать проблему в деталях невероятно сложно. Когда он начнет повествование – слушайте не перебивая. Все уточняющие вопросы оставьте на потом. И никаких возражений.

Почему клиенты конфликтуют и оскорбляют

Понимайте своих клиентов. «Сначала определим, что именно считать оскорблением и какое поведение человека будет неадекватным или неприемлемым, – подмечает Анастасия Владычинская. – Если клиент просто выражает свое недовольство, это совершенно нормально. Он не должен вести себя так, как нам хотелось бы. В идеальном представлении у нас улыбающиеся клиенты и сотрудники, все счастливы и все прекрасно работает. Только это нереально. В современном бизнесе необходимо чувствовать customer sentiment (настроение клиента). Надо понимать: во время пандемии, на этот счет есть глобальные исследования, клиенты становятся более уязвимые. Они многого бояться: начиная от страха за собственную жизнь и здоровье и заканчивая неуверенностью в своей финансовой состоятельности и возможности покрыть расходы. Все это создает фон, на котором клиенты остро реагируют на любой возбудитель».

Обжегшись на молоке. Второй фактор, о котором рассказала Анастасия, – негативный опыт взаимодействия с другим бизнесом. Например, в пиццерии клиенту подали невкусную или непропеченную пиццу. Он обратился к персоналу с обоснованной претензией, на что услышал длинную тираду, мол, сам виноват, надо было дольше ждать или укор вроде «другие не жаловались». Поэтому когда такой посетитель придет в другую пиццерию, то будет настроен отстаивать свои права.

Хитрецы. Но есть и случаи, когда клиент пытается воспользоваться компанией. Например, говорит в кафе: «У вас невкусный кофе, переделайте». Чтобы не раздувать конфликт, вы готовы снова выполнить заказ и извиниться. В таком случае у вас обязательно появится несколько клиентов, которые будут пользоваться ситуацией, чтобы выпить дополнительную чашку кофе бесплатно. Эксперт отмечает: подобные люди есть всегда, но по статистике их не более 2 %, поэтому Анастасия рекомендует просто закрывать на это глаза.

Мыслите позитивно. «У владельцев обычно возникают опасения: «Если я сейчас верну деньги этому, завтра у меня будет стоять целая очередь с транспарантами «Верни мне!» Не бойтесь, такого точно не будет», – заключает Владычинская.

Надо думать позитивно: скорее всего, у вас хорошие клиенты, и они не хотят вами воспользоваться. За исключением нескольких, с которыми надо отдельно работать. И из-за таких исключений нельзя менять отношение ко всем посетителям.

Виды конфликтов в школе

Виды конфликтов в школе

Школьный коллектив – это большая группа людей, куда входят не только ученики и педагоги, но и родители, и директор, и завучи, и другие работники учреждения. Поэтому без спорных моментов здесь не обойтись. Самыми распространёнными типами таких столкновений являются:

  • разногласия в детском коллективе;
  • непонимание между преподавателем и ребёнком;
  • споры родителей с учителями/администрацией.

Рассмотрим все эти типы подробнее.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

начать заниматься! littleBoy

Конфликт «Ребёнок – класс»

Конфликт в школе между детьми может иметь разные причины. Обиды, соперничество, отставание или превосходство в учёбе, неразделённые сердечные симпатии, социальное неравенство – любой из этих поводов может стать почвой для разногласий. Чаще всего столкновения интересов провоцируют следующие ситуации.

  • Новенький

Часто коллектив с настороженностью воспринимает приход новенького. Сплочённая группа, где каждый знает друг друга, уже имеет своё ядро. Каждый ребёнок здесь занимает своё место и играет свою роль. Вдруг появляется чужак, который, возможно, хочет стать лидером (отняв эту роль у кого-то другого) или как-то выделяется внешностью или поведением. Даже если ученик старается вписаться в коллектив, принимает его правила, пытается найти со всеми общий язык, происходит столкновение интересов.

Читать еще:  Брачный договор и наследование

Такое встречается в первом классе школы, когда его ядро составляет группа детского сада. Эти дети с самых малых лет вместе, они прекрасно знают друг друга. Появление новичка кажется чем-то разрушающим их внутренний, устоявшийся мирок. Здесь огромную роль играет правильное поведение преподавателя. Ему тоже нелегко: он и сам в этом коллективе новичок. Поэтому к первым школьным учителям предъявляют столь высокие требования: им сразу, с самого начала надо разобраться в отношениях в коллективе, понять детей, стать для них хорошим наставником и советчиком, вовремя выявить возможные конфликтные вопросы.

Особенно ярко разногласия между учениками проявляются в подростковом возрасте. Преподавателям средней школы надо внимательно наблюдать за своим классом, когда в него вливается новый ученик. Здесь, в отличие от начальных классов, роли распределены более определённо, личные симпатии и антипатии проявляются строже. Новенькому приходится постараться, чтобы влиться в подростковый коллектив, который может встретить его довольно сурово. Для подростков нет полутонов, они рассматривают мир в чёрно-белом варианте, с позиции «нравится – не нравится». Конфликт в таком коллективе протекает бурно, громко, со всеми видами выяснения отношений. Педагогу крайне важно вовремя распознать такое положение вещей.

  • «Неправильное» поведение

Напряжённая атмосфера может сложиться и без наличия фактора новичка. Ребята могут выступить против одного из своих, если он проявляет себя неадекватно, неуважительно к членам коллектива.

Пример: мальчик Ваня пришёл в первый класс вместе со своими сверстниками, которых он знает по группе детского сада. Он никак не мог привыкнуть к школьному распорядку. На уроке он мог встать с места, пройти по аудитории, взять что-то с парты одноклассников. В ответ на замечания учителя грубил, начинал кричать или бегать по комнате. Ребята говорили ему, что он мешает, сами делали ему замечания, на которые он не реагировал. В результате они объединились против него, перестали с ним общаться и играть на переменах. Только своевременное и мудрое вмешательство помогло разрешить конфликт.

  • Изгои

В подростковом возрасте в классах могут появиться так называемые изгои – ребята, отношение к которым складывается негативно. Это происходит из-за того, что ребёнок как-то выделяется: внешностью, поведением, отношением к учёбе.

Пример: Арина с начальной школы очень любила учиться. Она быстро схватывала материал, легко выполняла все задания. Положение не изменилось, когда она перешла в старшие классы. Но здесь ей приходилось больше трудиться, чтобы держать планку. И если раньше она не возражала, когда у неё кто-то списывал, то теперь стала предлагать свою помощь в подготовке заданий, но вот отдавать свои тетради отказывалась. Это привело к обидам на неё, а потом и к тому, что дети объявили Арине бойкот. Закончилось всё тем, что родители перевели Арину в другую школу.

Детские ссоры – явление, встречающееся в каждой школе. Они отличаются агрессивностью и продолжительностью. Даже став взрослым, человек бывает не в состоянии избавиться от негативных последствий такой травли. Только правильное отношение педагогов, их мудрый подход, взаимодействие с родителями помогают найти выход из положения.

Комментарий психолога:

Всегда нужно учитывать, что перевод ученика в другой класс из-за конфликта – это крайность, которая говорит о том, что педагоги и родители допустили недоработку и не разобрались в ситуации. Для ребёнка это чревато её повтором. Такой уход становится основной моделью разрешения конфликта. Это может закрепиться на уровне подсознания и, возможно, осложнить жизнь. Поступил в вуз – бросил, потому что что-то пошло не так. Нашёл работу – все повторяется снова. В итоге такой человек не получает образования, на которое мог бы рассчитывать, не делает карьеру…

Если ребёнок конфликтует со всем классом, уместно подключить родителей соучеников. Важно, чтобы они общались и понимали, что происходит. Всё-таки в жизни школьника родители многое решают. Влияние и справедливость должны идти с их стороны. Тесное общение важно для разрешения конфликта.

Можно отметить и то, что само возникновение ситуации показывает, что единственным средством социализации школьницы было предоставление возможности для списывания. Что странно, ведь подросток хорошо развит, умён и круг его интересов, наверняка, не ограничивается школьной программой. Нужно понять, что всё-таки произошло. Арина сначала давала списывать, а потом перестала. То есть там скрывается другая история, послужившая катализатором. И чтобы разобраться в ней, стоило привлечь специалиста-психолога.

Конфликт «Ребёнок – учитель»

Здесь сталкиваются интересы взрослого и юного представителя школьного коллектива. Найти выход в этом положении можно только в том случае, если взрослый человек сам пойдёт на компромисс, поймёт, что он мудрее, поставит себя на место младшего оппонента.

Разногласия между преподавателями и учениками могут иметь как личный, так и учебный подтекст. Личная неприязнь возникает в том случае, если какие-то черты характера или внешности учителя не нравятся ученику и наоборот – педагог недолюбливает ребёнка из-за его поведения или других особенностей. Столкновения на почве учебы возникают в том случае, если, по мнению ученика, преподаватель недооценивает его или переоценивает кого-то из его одноклассников. Такой конфликт опасен тем, что в него неизбежно включаются все члены коллектива.

Пример: Артем – отличник. Он любит учиться, любит сам находить информацию в энциклопедиях и в интернете. На уроках он много задаёт вопросов, не обходится и без определённых попыток уличить преподавателя в том, что он чего-то не знает. Учителю русского языка это показалось неприемлемым, и он накричал на Артёма при очередной его попытке похвастаться знаниями. В итоге подросток стал проявлять негативное отношение к нему (но не к предмету!), в разлад оказались втянуты родители и одноклассники Артёма, вставшие на его сторону, и администрация школы. Педагог не пожелал проявить гибкость и отказался вообще вести уроки в этом классе.

Такие ситуации не редкость. Учителя сами признают, что им спокойнее работать со средними детьми, тихими и не слишком въедливыми. Те, чьё поведение выбивается из такого ряда, нарушают привычный ход урока, заставляют преподавателя самосовершенствоваться, меняться. Это неплохо, но далеко не все готовы к такому.

Комментарий психолога:

Конечно же, в случае возникновения конфликта между учеником и учителем взрослый обязан найти способ пойти на уступки. Просто потому что он взрослый и понимает курьезность ситуации. Что делать, если это не получается? Можно опять-таки подключать родителей. Потому что ребёнок не должен справляться со взрослыми. Это неравенство в весе может его сломать либо уничтожить авторитет учителя.

Другой вариант – привлечение посредника для переговоров в лице другого учителя. Приемлем, если школьник конфликтует не со всеми педагогами. Есть учитель, с которым присутствует взаимопонимание. Он может выступить в роли медиатора. Третья сила всегда ломает суть противостояния. Таким дипломатом может выступить и кто-то из класса, но велик риск не удержать равновесия во взаимоотношениях.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector