Ano-ds74.ru

Журнал ДС-74
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности развития ребенка в 3 года

Особенности развития ребенка в 3 года

Little boy with mother

Особенности возраста трех лет – это, прежде всего, вызовы для взаимо­отношений личности ребенка и окружающих людей. Этот период протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают или не хотят замечать у ребенка тенденцию к самостоятельности, сдерживают актив­ность, инициативу ребенка и стремятся во что бы то ни стало сохранить авторитарный тип взаимоотношений.

К концу третьего года жизни ребенок открывает себя как отдельную личность, как источник разнообразных желаний и действий, отделенный от других людей. Ребе­нок начинает осознавать, что он обладает волей, которой может пользоваться. У него появляется стремление к волеизъявлению: он стремится к самостоятельности, к противопоставлению своих желаний желаниям взрос­лых. Он чувствует, что способен изменить мир предметов и человеческих отношений, чувствует себя способным управлять своими действиями и своим воображением. Ощущая свое могущество, растущее чувство незави­симости, ребенок начинает более непосредственно восставать против ограничений и стремится к тому, чтобы обо всем составить собственное мнение. К трем годам оформляется сознание «я сам». Период от двух с половиной до трех с половиной лет иногда называют «стадией негативизма» или «первой взрослостью».

Основные симптомы, характерные для поведения ребенка в 3 года:

Негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать то, о чем его просили – и не потому, что ему не хочется, а толь­ко потому, что его попросили об этом. Главный мотив, который движет ребенком, – сделать не так, как просят, а наоборот.

Непослушание . Негативизм отличается от непослу­шания. При непослушании ребенок противится содержанию просьбы и не следует указаниям взрослого потому, что занят другим делом, более интересующим его в дан­ный момент. При непослушании ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с желанием взрослого. При негативизме ребенок поступает наперекор своему желанию. Негативизм носит социальный характер и адресован человеку, а не содержанию просьбы. Нега­тивизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей, например, только мамы или папы.

С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым.

Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал. Зачастую ро­дители, встав на позицию «кто кого», усугубляют, закре­пляют проявления упрямства и загоняют ребенка в угол, лишая возможности выйти с достоинством из возникшей конфликтной ситуации.

Строптивость отличается от негативизма тем, что она безлична, направлена не против человека, а против самого образа жизни, против тех правил, которые до это­го определяли его поведение. Это скрытый бунт против того, с чем ребенок имел дело раньше

Своеволие проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. В этом проявляется его тенденция к самостоятельности.

Протест-бунт проявляется в том, что все поведе­ние ребенка носит протестующий характер, как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими. Протест-бунт выливается в частые ссоры с родителями.

Обесценивание старых привязанностей к вещам, к людям, к правилам поведения. Ребенок может начать употреблять бранные слова, которые до сих пор было не принято произносить в доме. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное. Могут потерять ценность еще совсем недавно обожае­мые игрушки, книги, и тогда ребенок может бросать их, рвать, давать им негативные названия.

Деспотизм чаще всего проявляется в семье с един­ственным ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того по­ложения, которое было в раннем детстве, когда исполня­лись все его желания. Ребенок хочет стать «господином положения»

Ревность. Если в семье несколько детей, этот симптом можно назвать ревностью. Ребенок все так же стремится к власти и потому проявляет ревность к братьям или сестрам, с которыми он вынужден делить власть.

Рекомендации родителям

Старайтесь адекватно реагировать на изменения, проис­ходящие в ребенке:

  1. замените авторитарный стиль взаимодействия с ре­бенком, гипер-опеку на партнерское общение с ним;
  2. предоставляйте ребенку самостоятельность (в раз­умных пределах);
  3. проявляйте мудрость по отношению к вспышкам эмоций и агрессивности;
  4. направляйте агрессию ребенка в такое русло, чтобы она не стала нежелательным образом отложенной, замаскированной или замещенной.

Как дети справляются с возникшими агрессивными чувствами

  1. Враждебность направляется вовне, на других лю­дей или на предмет. Например, ребенок пытается соорудить мост из кубиков, у него не получается, и он разрушает до основания всю конструкцию; либо ребенок обвиняет виновника конфликтной ситуа­ции: «Это ты виноват. Это ты сделал».
  2. Ответственность за агрессию возлагается на самого себя, на себя направлен гнев и карательные санкции в форме самокритики и самообвинений. Это проявляется в переживании ребенком чувства вины, ожидании наказания, опущенной голове, «вялой моторике», репликах: «Это я виноват. Это из-за меня произошло».
  3. Агрессивный аспект подавляется. Этот способ предполагает обесценивание конфликтной ситуации, вызывающей агрессию. Например, ребенок упал, ударился и при этом говорит: «А мне не больно», «Ничего, пройдет»; ребенок, у которого отобрали игрушку, говорит: «А у меня другая игрушка есть»; ребенок, которого не приняли другие дети в игру, говорит: «А я тогда буду играть в другую игру».

Каждый из описанных выше способов совпадания с агрессивными чувствами может быть уместен в определенных ситуациях. Роль родителей состоит в том, чтобы помочь ребенку понять, что иногда бывают виноваты другие, иногда он сам, а иногда чувства ребенка просто преувеличены. Тогда ребенок получает возможность направлять свою агрессию или гнев в конструктивное русло и получает в свое распоряжение средства для того, чтобы в последующей жизни приемлемым образом регулировать свои агрессивные тенденции.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»

До скольки лет можно воспитывать и менять характер человека

+7(812)490-04-92 Единый Колл-центр

Гериатрическая служба Санкт-Петербурга

Гериатрическая служба Санкт-Петербурга объединяет гериатрические подразделения (кабинеты врачей-гериатров, гериатрические отделения и дневные стационары) лечебно-профилактических учреждений амбулаторно-поликлинической и стационарной медицинской помощи

Городской гериатрический медико-социальный центр

Центр является ведущим учреждением по оказанию медицинской помощи жителям Санкт-Петербурга в возрасте старше 60 лет.

Качество жизни пожилого человека

Старение – процесс продолжительный, начинающийся с постепенного снижения функциональных возможностей человеческого организма. Выделяют три стадии этого периода: пожилой возраст – 60-74 г., старческий возраст – 75- 89 лет и долгожительство – 90 лет и старше.

С возрастом отмечается потеря психологической гибкости и способности к адаптации, интерес к новому, неизвестному сменяется стремлением к устойчивости и надежности. Осознание неизбежности старения, сопряженное с утратой социального статуса, физическими ограничениями и психическими изменениями, приводит пожилых людей к сужению круга общения, возникновению чувства ущербности и ненужности, а иногда и к тяжелым депрессивным состояниям.

Психологический портрет пожилого человека:

Исследования и повседневная практика показывают, что существуют некоторые характерные особенности стиля жизни, поведения пожилого человека:

  • самоизоляцияот социального окружения в результате потери социальной полноты жизни, ограничения количества и качества связей с обществом;
  • одиночество – именно в пожилом возрасте происходит потеря друзей и родных, уходят из жизни старые друзья, дети начинают жить своей жизнью, зачастую отдельно от пожилых родителей. Пожилой человек лишается возможности общения, посильной помощи, постоянного движения и действия;
  • снижение жизненного интереса возникает в результате отсутствия социальных контактов, равнодушия к себе и окружающему миру;
  • психологическая защита, сковывающая разум, чувства, жизнедеятельность, в норме позволяет человеку обрести временное душевное равновесие, однако в пожилом возрасте может принести вред, так как приводит к стремлению избежать новой информации, иных обстоятельств жизни, отличных от сложившихся стереотипов;
  • осторожность, бережливость, запасливость – как результат своеобразного ощущения времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем, его прошлое, воспоминания, также как и будущее всегда с ним, в настоящем. Заблаговременно планируются те или иные действия, к ним пожилой человек готовится морально;
  • неспособность к восприятию нового связано с тем, что пожилые люди пытаются создать из своей юности нечто вроде утраченного рая, переживая и сожалея о ней; концентрируясь на прошлом, не замечают настоящего, тем самым теряет будущее, перестает развиваться как личность;
  • обидчивость, раздражительность, капризность, сварливость, жадность и др. – те отрицательные черты характера которые маскировались в молодости, проявляются отчетливо в пожилом возрасте;
  • тревожность и мнительность возникают вследствие неуверенности в своих силах;
  • негативные эмоции и депрессивные состояния возникают в результате чрезмерного погружения в болезни.

Однако не стоит строить психологический портрет пожилого только в силу негативных характеристик психологических особенностей пожилого возраста. Исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о многообразии проявлений положительного отношения старого человека к жизни и обществу.

Можно выделить следующие благополучные социально-психологические типы старости (И.С. Кон):

Первый тип – активная творческая старость, когда пожилые люди, уходя на заслуженный отдых, продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи, в оказании посильной помощи нуждающимся – живут полноценной жизнью, не испытывая какой-либо ущербности.

Второй тип – характеризуется тем, что пожилые начинают заниматься делами, на которые раньше у них не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями и др., для этого типа пожилых характерна хорошая социальная и психологическая приспособляемость, гибкость, адаптация, ноэнергия их направлена только на себя.

Третий тип – встречается преимущественно среди женщин. Они находят основное приложение своих сил в семье, им некогда хандрить, скучать. Однако, как отмечают психологи, удовлетворенность жизнью у этой группы людей ниже, чем в первых двух группах.

Четвертый тип характерен для людей, смыслом жизни которых становится забота о своем здоровье. С этим связанны и разнообразные формы активности, и моральное удовлетворение. Однако, вместе с тем обнаруживается склонность к преувеличению своих действительных и мнимых болезней, повышенная тревожность.

Основные факторы, способствующие старению:

  • отсутствие четкого жизненного ритма;
  • сужение сферы общения;
  • уход от активной трудовой деятельности;
  • синдром «опустошенного гнезда»;
  • уход человека в себя;
  • ощущение одиночества;
  • ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.

Многие из этих факторов можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть за счет изменения отношения к процессу старения в целом.

Качество жизни пожилых должно способствовать желанию и возможностям человека к ведению активного образа жизни и долгожительству. Формируется как при участии государства, так и самого человека:

  • достойное пенсионное обеспечение;
  • жилищные условия должны отвечать требованиям и условиям проживания пожилого человека, в зависимости от степени утраты способности к самообслуживанию;
  • доступность среды (общественной, транспортной инфраструктуры, учреждений здравоохранения и социальной защиты и др.);
  • доступность информации;
  • защита прав пожилых потребителей;
  • доступность дополнительного образования;
  • доступное и качественное медицинское и социальное обслуживание;
  • здоровый образ жизни (рациональное питание, физическая и умственная активность, психологическая и эмоциональная устойчивость).
Читать еще:  Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон

Критерии качества жизни пожилых:

  • удовлетворение потребностей
  • физическое благополучие
  • психическое благополучие
  • социальное благополучие
  • удовлетворенность жизнью

Ощущение благополучия или чувство «что у меня все хорошо» связаны с такими вопросами, как:

  • жилье
  • деятельность
  • здоровье
  • семейные отношения
  • смысл жизни

Факторы, формирующие качество жизни пожилого:

  • чувство «что у меня все хорошо»
  • смысл жизни
  • ощущение ценности

Качество жизни пожилых людей во многом зависит от умения окружающих общаться с ними, от знаний особенностей ухода, а также от умения обеспечить пожилому человеку психологическую поддержку, помочь организовать активный отдых, труд, рациональное питание и оборудовать жилище сообразно потребностям пожилого человека.

Тот, кто оказывает помощь пожилым людям, должен помнить, что жизненный путь каждого человека уникален и что его прошлая деятельность достойна уважения. Ныне беспомощный и немощный — этот человек в молодости и зрелости любил и был любим, учился и работал, воспитывал детей. Осознание человеком своей ценности для семьи, родственников и общества продлит его активную жизнь, скрасит старость.

Нельзя не вспомнить слова выдающегося ученого Дмитрия Лихачева «живут старики дольше там, где их уважают, где они чувствуют себя лучше, где, как им кажется, больше приносят пользы своими советами».

© Городская гериатрическая служба. Городской гериатрический центр. Лицензия на осуществление медицинской деятельности

«Мама била, а потом плакала сама и обнимала». «Воспитание» рукоприкладством и последствия

По данным ЮНИСЕФ, 75 процентов взрослого населения Казахстана поддерживают применение телесного наказания детей «для дисциплины в семье». Эксперты называют причинами распространенности рукоприкладства неумение взрослых справляться с эмоциями и психологическую безграмотность. Они отмечают, что рукоприкладство не проходит бесследно, последствия жестокого обращения проявляются во взрослой жизни.

«ХОТЬ БЫ КТО-НИБУДЬ ВОШЕЛ. »

22-летняя уроженка Шымкента Инкар (имя изменено по ее просьбе. — Ред.) — старшая из пяти детей в семье. Сейчас она завершает учебу в алматинском университете. Инкар говорит, что она и ее сестра росли, часто подвергаясь избиениям со стороны матери.

— Она хватала нас, швыряла изо всех сил к стене. Била нас не по голове, а по мягким местам, плечам. Она сильно злилась и была не в состоянии себя сдержать. Когда она меня избивала, я мысленно давала ей отпор. «Хоть бы кто-нибудь вошел или зазвенел телефон», — молила я в такие моменты, — вспоминает она.

В детстве Инкар не понимала, почему мать набрасывалась на них с кулаками. Когда подросла, рукоприкладства стало меньше. Троих младших детей мать не била вовсе.

— Повзрослев, я стала задумываться, почему мама нас била и ругала. Я нашла ответы на все свои вопросы. Я слышала, что моя покойная бабушка, свекровь матери, была очень строгой женщиной. Когда мы были маленькими, она не ко всем своим внукам относилась хорошо. Любила детей только старшего сына. Говорят, что она житья не давала снохам. К тому же мой отец в то время прикладывался к бутылке. Я думаю, мама в то время просто срывала на нас злость. Потому что, бывало, мама кричала, била, а потом плакала сама и обнимала нас, — говорит она.

Инкар никогда открыто не обсуждала это с матерью. Лишь однажды мать обмолвилась, что «сожалеет о рукоприкладстве».

— Как-то мы с сестренками и младшим братом вспоминали их шалости, и я сказала: «Вас сейчас вообще не бьют. А вы знаете, как нам в свое время доставалось?» Услышав это, мама сказала: «Думаешь, мне хотелось вас бить?», — рассказывает Инкар.

Она не держит обиды. Говорит, что и тогда чувствовала любовь матери, и сейчас чувствует это.

— Мы носили самую красивую одежду в детском саду, в школе, она баловала нас дома вкусными блюдами. Независимо от того, сколько бы раз она нас ни била, мы были не хуже других, — считает Инкар.

«ИМ КАЖЕТСЯ, ЧТО ПРОЩЕ ОТШЛЕПАТЬ РЕБЕНКА»

Родители бьют и наказывают детей, пытаясь выместить свой гнев, и это показатель их собственной беспомощности, говорит руководитель Центра семейного консультирования «Счастливая семья» автор книги «Воспитание детей без наказания» Елжас Ертайулы.

— Родители часто срывают злость на своих детях, когда не могут справиться с навалившимися на них проблемами, испытывают душевный дискомфорт. Потому что дети — самые беззащитные существа. Они не могут оказать сопротивления, ответить. Если в семье есть проблемы между мужем и женой, невесткой и свекровью, всё это накапливается. От этого страдают дети. Родители, которые накапливают негатив, готовы взорваться. Стоит ребенку что-то сделать, они срываются на нем, — говорит он.

Еще одной причиной Ертайулы называет безграмотность родителей.

— Я говорю не о безграмотности как таковой, а о недостаточных знаниях по воспитанию детей. Родители часто не понимают внутренний мир ребенка, недостаточно хорошо знают своего ребенка, не знают его особенностей и склонностей и не знают, чего ожидать от ребенка. И это зачастую приводит к наказанию. Они ожидают от ребенка невозможного. Когда ребенок не справляется, родители склонны злиться, — объясняет эксперт.

По его мнению, некоторые родители пытаются решить многие проблемы в воспитании своих детей быстро и тогда самым приемлемым им видится наказание ребенка.

— Им кажется, что гораздо проще накричать и отшлепать ребенка, чем тратить время на долгие разговоры с ним. Здесь родители совершают ошибку, думая, что им удалось решить проблему таким образом. Это, возможно, временное решение — до исчезновения эффекта от рукоприкладства или окрика. Ребенок может выполнить сказанное, но проблема этим не снимается, — говорит специалист.

Елжас Ертайулы, консультирующий родителей по вопросам воспитания детей, призывает их воздерживаться от рукоприкладства и «воспитания» наказанием.

— Можно утверждать, что все виды наказания являются негативным методом. Я считаю «наказанием» любые действия, которые ранят чувства ребенка. Это рукоприкладство, ругань, упреки и сравнение с другими детьми. Сейчас многие родители считают нормальным воспитание ребенка наказанием. Они даже рассматривают это как необходимость. Это показывает, насколько важен этот вопрос для нашего общества, — говорит он.

Согласно исследованию, проведенному в 2016 году ЮНИСЕФ и уполномоченным по правам человека в Казахстане, 75 процентов казахстанцев поддерживает применение телесного наказания для дисциплины и контроля детей в семье.

НЕТ КОНКРЕТНОГО ЗАКОНА, ЗАПРЕЩАЮЩЕГО БИТЬ ДЕТЕЙ

Согласно пункту 2 статьи 10 казахстанского закона «О правах ребенка», государство обеспечивает личную неприкосновенность ребенка, осуществляет его защиту от физического и психического насилия, жестокого, грубого или унижающего человеческое достоинство обращения, действий сексуального характера, вовлечения в преступную деятельность и совершения антиобщественных действий и иных видов деятельности, ущемляющих закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина.

Представитель ЮНИСЕФ Айсулу Бекмуса говорит, что «в законодательстве Казахстана нет конкретной статьи, которая запрещает родителям применять рукоприкладство по отношению к детям».

В течение нескольких лет в стране выдвигают инициативы внести изменения в законодательство и прописать запрет на применение силы к детям. К примеру, в 2016 году тогдашний детский омбудсмен, сейчас депутат мажилиса Загипа Балиева предлагала ввести в законодательство понятие «насилие», включив в него виды насилия — от морального и вербального до физического, в которое включить также шлепки по «мягкому месту», и запретить любые формы насилия. С похожей инициативой Балиева выступала и в 2018 году. Но изменения в законе не приняли.

Бывший омбудсмен говорит Азаттыку, что «законопроект всё еще обсуждается в парламенте». «Нам необходимо изменить менталитет общества [в котором считается нормой избивать ребенка]», — полагает депутат.

ЮНИСЕФ считает, что казахстанское законодательство по защите детей всё еще не соответствует в полном объеме международным стандартам. «Казахстанские законы не обеспечивают надлежащей защиты детей от рукоприкладства», — говорится в ответе международной организации Азаттыку.

Работа по изменению законодательства ведется, отмечают в ЮНИСЕФ. В соответствии с постановлением казахстанского правительства № 156 от 30 марта 2020 года, утверждена «Дорожная карта» по усилению защиты прав ребенка, противодействию бытовому насилию и решению вопросов суицидальности среди подростков на 2020 – 2023 годы. Одна из целей этого документа — изучение международного опыта по предотвращению физического наказания детей в семьях, патронатных семьях, организациях образования и организациях, занимающихся защитой прав детей.

«Ситуация в мире меняется. В 50 странах в настоящее время есть юридический запрет на жестокое обращение с детьми. 50 других стран обязались принять такой закон. Запрещая жестокое обращение с детьми на законодательном уровне, государство учит маленьких граждан тому, что насилие — это неправильно», — считают в организации.

«Ни в одном законе Казахстана не допускается насилие в отношении ребенка. Вопрос в том, как это исполняется», — говорит Азаттыку уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин.

В ЮНИСЕФ отмечают, что жестокое обращение с детьми негативно отражается на них, даже во взрослой жизни. Последствия насилия над ребенком могут быть неочевидными, но они могут привести к нарушению сна, беспокойству и снижению социальной активности.

«Исследования показывают, что здоровье пострадавших детей ухудшается. Они могут страдать от рака, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, зависимости от запрещенных веществ и депрессии», — говорят в организации.

БОЛЬНО, ДАЖЕ ЕСЛИ ЭТО ДЕЛАЕТ МАТЬ

Елжас Ертайулы говорит, что родители стараются под разными предлогами оправдать свое рукоприкладство.

— Говорят, что «енесі тепкен құлынның еті ауырмайды» (казахская пословица, буквально значит «жеребенку не больно от ударов материнских копыт»), «била не по больному месту». Это смешное оправдание. К примеру, муж ударил жену и затем говорит: «К чему плакать, я же бил не по больному месту». Разве это успокоит женщину? Дело не в физической боли ребенка, а психологической травме, — комментирует он.

Психолог Сая Бакимова осуждает телесное наказание маленьких детей, считает это в корне неправильным.

— С физиологической точки зрения ребенок до семи лет не планирует часть своих действий. Это мой ответ некоторым родителям, которые говорят, что ребенок «делает это нарочно», «совершает шалости назло». У ребенка должен быть определенный уровень развития мышления, чтобы преднамеренно плохо себя вести: ребенок должен знать, что ему действительно нужно сделать, затем целенаправленно выбрать прямо противоположное, уметь предугадать вашу реакцию. Сколько операций! Мозг ребенка на такое еще не способен. Теперь попробуем ответить, правильно ли наказывать ребенка за то, что он еще не в состоянии контролировать свои действия? Если бить за ошибки, то давайте бить за ошибки и взрослых. Разве последствия ошибок взрослых не масштабнее ошибок детей? — вопрошает она.

Читать еще:  Выписать бывших собственников из купленной квартиры без их согласия

Бакимова говорит, что пережитые в детстве страдания приводят к сложным последствиям. В голове формируется установка «Они любят меня, но бьют, и я люблю их, но боюсь», которая впоследствии может негативно сказываться на выстраивании личных отношений или отношений в коллективе.

— Такие люди не умеют открыто выражать чувство любви. Если в отношениях всё спокойно и ровно, им кажется, что чего-то не хватает. Вполне вероятно, что бессознательно он или она выберет не спокойного и доброго человека, а человека нетерпеливого, вспыльчивого и агрессивного. Потому что ему или ей будет казаться, что подходит именно такой человек, — говорит Сая Бакимова.

Многие подростки и молодые люди, которых избивали отцы, впервые попав в кабинет психолога, не в силах сдержать слез, рассказывает Бакимова. «Они не могут говорить, только плачут», вспоминая, как издевались над ними.

— Прежде чем нейтрализовывать «избалованность» четырехлетнего ребенка, представьте себе, что в этот момент вы закладываете фундамент его будущего.

Что делать родителям

Разобравшись с причинами детских капризов, нужно понять, что делать, если ребенок не слушается и не подчиняется. Здесь важно научиться отличать простое непослушание от девиантного поведения, для работы с которым требуется профессиональная помощь. Мы рассмотрим алгоритм действий в случаях, когда поведение малыша требует вмешательства взрослых, но при этом остается в пределах нормы.

Детский протест

При прохождении возрастного кризиса в 5, 7 или 15 лет ребенку нужна автономность. Однако далеко не каждый родитель с легкостью предоставляет ее. Не обязательно идти на поводу у детских прихотей. Нужно лишь позволить малышу или подростку самостоятельно принимать решения, а потом нести ответственность за свои поступки. Если во время прогулки или в магазине протест перешел в истерику, важно сохранять спокойствие, избавиться от «зрителей», использовать физический контакт или, наоборот, дистанцироваться.

Неподобающее поведение в обществе

Если малыш не слушается, находясь на улице или в магазине, пинает сиденья автобуса или такси, громко разговаривает и всячески мешает окружающим, нужно объяснить ему простые правила поведения. На это может уйти много времени, но главное – систематически беседовать на тему общих поведенческих принципов. Если несколько раз сказать, что нельзя приставать к взрослым в автобусе или трогать урну, рано или поздно это даст результаты.

Игнорирование родителей

Если ребенок не прислушивается к нотациям и наставлениям старших, то, скорее всего, он их просто не слушает или «витает в облаках». Иногда такая реакция может быть следствием аутизма, но чаще всего является протестным поведением. Оно особенно характерно для подростков, которые отказываются выслушивать взрослых, тем самым демонстрируя свою автономность. В этом случае лучше избегать давления и угроз, а вместо этого принять их независимость, демонстрировать свою любовь и поддержку.

Истерики в магазине

Во время шопинга многие малыши впадают в истеричное состояние, требуя купить очередную игрушку или сладости. В этой ситуации лучше выйти из магазина, чтобы не подвергать его общественному порицанию. Малыша можно отвлечь прогулкой, пробегающей мимо кошкой или проезжающей машиной. Со школьниками и подростками лучше заранее договариваться. Если во время истерики родители пообещали что-то купить или добавить недостающую сумму, обещание нужно исполнить, но затем провести профилактическую беседу.

Опасное поведение

При необдуманном поведении, угрожающем здоровью и жизни, требуется система жестких рамок и ограничений. Если 3-летний малыш постоянно пытается залезть на подоконник или играет с розеткой, нужно придумать сигнальное слово, например, «внимание», «опасно», «запрещено», «стоп». Не рекомендуется использовать слово «нельзя», которое малыш и без того слышит постоянно. Кроме того, нужно постоянно говорить о том, почему нельзя подходить к газу, играть со спичками, трогать нож. Родителям нужно избегать сильных эмоций. Например, испуг показывает малышу, что родители боятся за него. Впоследствии он может намеренно провоцировать опасность.

СИМПТОМЫ ДЕПРЕССИИ

Тем не менее далеко не каждый подросток, разумеется, переживает именно депрессию. При постановке диагноза обязательно учитывается, как долго сохраняется состояние эмоционального неблагополучия. Для того чтобы начать серьезно беспокоиться за ребенка, вполне достаточно срока в две недели. Тогда уже необходимо обратиться за помощью к психиатру, который назначит психотерапевтическое лечение, а в особо тяжелых случаях — антидепрессанты.

Важная особенность подростковой депрессии — ее маскированность, т. е. скрытость за какими-либо другими симптомами. Проявления депрессии различны у младших и старших подростков. В младшем подростковом возрасте (12-14 лет) депрессия проявляется приступами тоски, жалобами на плохое настроение, очень часто — на хроническую головную боль или боль в животе, в сердце. Подросток начинает резко терять или набирать вес. При этом, в отличие от ситуации со взрослой депрессией, у подростка обычно нет внешней вялости, он остается достаточно подвижным.

При обращении к врачу такому ребенку чаще всего будет поставлен диагноз вегетососудистая дистония. Соматической патологии, естественно, обнаружить не удается, симптоматическая терапия не помогает. В худшем варианте стабильно плохое состояние подростка приводит к развитию соматического заболевания.

Из-за плохого самочувствия подросток не хочет (а часто и не может) ходить в школу. Словно бы пытаясь выплеснуть негативное состояние наружу, ребенок становится очень раздражительным. Недовольство окружающими может принимать агрессивные формы: подросток отказывается общаться, жалуется, что в школе очень тяжело из-за учителей, может обвинять родителей. В то же время в доверительном контакте подросток сообщит, что это у него плохой характер, он не может себя заставить хорошо учиться. Самоанализ развит еще очень незначительно, но на эмоциональном уровне у подростка возникает свойственное депрессии ощущение «я плохой». Внутренний дискомфорт часто толкает подростков, особенно мальчиков, на агрессивные поступки.

У старших подростков (15-17 лет) депрессия чаще всего разворачивается во «взрослой» форме, хотя важной частью остаются соматические жалобы (тяжесть в области сердца, затрудненное дыхание, реже — боль в животе). Идеи самообвинения у старших подростков уже присутствуют в развернутом виде. Как правило, есть суицидальные мысли. Чаще всего депрессия в этом возрасте вызвана или сопровождается отгороженностью от сверстников, одиночеством, но нередки парадоксальные случаи депрессии у подростков — «звезд» своего окружения. Это еще один вариант маскированной депрессии. Как правило, она связана с глубокой неудовлетворенностью собой, ощущением внутренней пустоты, которую не могут заполнить социальные достижения. Обычно такой подросток растет в условиях высоких требований к его успешности — вместо атмосферы родительского тепла.

Самоповреждающее поведение (вырывание волос, нанесение себе порезов и т. п.) время от времени входит в моду у подростков и не всеми специалистами считается признаком именно депрессивного состояния. Однако представить себе абсолютно благополучного подростка, который исключительно следуя моде режет вены, все же затруднительно, поэтому наличие порезов — повод как минимум более пристально наблюдать за таким подростком.

Важно иметь в виду, что подростковый период — это возраст, когда у больных шизофренией происходит первый приступ, так называемый дебют. И предвестником шизофрении, как правило, является тяжелый депрессивный эпизод. В этом случае сама депрессия становится лишь «маской».

Депрессия может стать предпосылкой для агрессивного, асоциального поведения (делинквентный вариант депрессивного расстройства). Единственный ключ к пониманию истинных причин такого поведения — хмурый вид подростка, явное отсутствие удовольствия от своих деяний, которые, казалось бы, должны дарить ощущение азарта. Как правило, подростку остро не хватает не просто тепла, а элементарной безопасности в семье, и он очень рано усваивает, насколько малоценным является в этом мире. Вызывающее поведение — его оборона, способ преодолеть свое ощущение никчемности.

До скольки лет можно воспитывать и менять характер человека

характер

Несносный характер, трудный ребенок, очень с ним тяжело… Довольно часто приходится слышать подобные жалобы. Непослушание, лень и неряшливость, как правило, представляются родителям исключительно проблемами воспитания. Эти вопросы обсуждаются с близкими и знакомыми. Но надежды на чужие советы и опыт не помогут справиться с нарушениями поведения ребенка: нужно понять, почему он такой трудный…

Будущие родители, особенно мамы, читая педагогическую литературу, выбирают те рекомендации, которые согласуются с их целями и желаниями. Однако когда дело касается практики, они сталкиваются со многими непреодолимыми препятствиями, и их представления о правильном воспитании рушатся, как карточный домик. К примеру, строгое воспитание привело к тому, что ребенок стал капризным и пугливым. Или, несмотря на постоянное внимание и ласку, ребенок стал семейным тираном: ни с кем не считается, никого не слушается, а только требует, чтобы выполняли его желания.

Обычно родители хотят воспитать у своего ребенка твердость характера. Это желание характерно для современного мира, ведь с каждым годом жизнь становится все труднее и труднее – нужно подготовить ребенка к такой жизни, развив необходимые особенности и черты характера.

От чего же зависит характер ребенка?

К характеру относится совокупность всех нравственных сил человечества, итог его воспитания, направление его воли, ума и индивидуальный склад личности человека, проявляющийся в особенностях поведения и отношения к окружающей действительности. Характер ребенка обнаруживается далеко не сразу. На него оказывают большое влияние следующие факторы:

  • наследственность;
  • воспитание;
  • поведение родителей;
  • окружение (детский сад, школа).

Поведение и настроение маленького ребенка зависят от того, как он себя чувствует: сыт или голоден, здоров или у него что-то болит, устал или хочет играть и т. д. Когда ребенок плачет, родители иногда торопятся приписать ему характер: «упрямый», «капризный», «требовательный»… Однако такой вывод бывает преждевременным по двум причинам.

Во-первых, характер – это не одна черта, а целый комплекс разнообразных свойств, которые проявляются во многих обстоятельствах.

Во-вторых, до определенного возраста, по крайней мере, лет до трех (а то и позже), поведение ребенка определяется не столько природными задатками его характера, сколько действиями родителей. Важно, как они объясняют ребенку окружающий мир, как знакомят с предметами и их использованием, как запрещают или разрешают что-либо.

Нельзя говорить о сформировавшемся характере до 4-5 лет. За это время могут сформироваться лишь его основы. Главное для родителей в этот период – дать правильное направление формированию и развитию характера. Многие педагоги и доктора сходятся во мнении, что проблемы ха- рактера, которыми страдают многие взрослые люди, уходят своими корнями в ранее детство.

Читать еще:  Медицинское обследование для РВП, ВНЖ

В начале жизненного пути у ребенка есть наглядный пример для подражания – его любимые родители. Он копирует их поведение, которое является для него единственно правильным. Позже, когда круг его общения расширяется, малыш осознает, что существуют люди, которые ведут себя иначе. Так он черпает новую информацию.

Со временем характер ребенка начинает проявляться в играх, учебе, во взаимоотношениях с другими детьми, воспитателями и учителями. Когда родителям рассказывают о поведении ребенка или он сам приносит домой жалобы и эмоциональные проблемы, появляется возможность серьезней задуматься о его характере.

С поступлением ребенка в школу возникают новые трудности. Начало обучения, его задачи и требования создают особую нагрузку на детей, ведь обстановка школы лишена индивидуального сочувствия. В ней – общие нормы, общие требования и общий режим.

«Трудный» характер

Подростковый возраст – время, когда характер заявляет о себе в полную силу. Гормональные и общие физиологические перестройки в организме, повышение значимости общения со сверстниками, ослабление авторитета родителей и стремление к независимости – все это выявляет неровности характера и делает их ярче.

К 18–20 годам характер начинает «маскироваться» или сглаживаться. Однако некоторая доля сильно выраженных черт характера сохраняется и среди взрослых, заявляя о себе в семейной и профессиональной жизни.

Родителям подростков со сложным характером необходимо постоянно разговаривать с ними, потому что детям нужна забота и поддержка близких людей. Упреки, наказания и обвинения усугубят ситуацию.

Для нормального развития ребенка необходимо:

  • понимание характера ребенка;
  • поддержка его в ситуациях, действующих на «болевые точки» характера;
  • поощрение и помощь в развитии сильных сторон характера.

К сожалению, эти условия далеко не всегда выполняются.

Во-первых, многие родители не знают, что такое характер, как его определять и как проявить индивидуальный подход.

Вторая причина – характер самих воспитателей. Важно знать собственный характер и стараться подавлять его негативные черты. Если этого не делать, то трудности в воспитании ребенка сильно возрастут.

Швейцарский психолог К. Юнг около ста лет тому назад писал, что для того, чтобы быть настоящим воспитателем, недостаточно просто стать взрослым и даже получить диплом педагога. Самопознание и самовоспитание – это первый долг родителей и учителей, если они претендуют на воспитание ребенка. Без этой личностной работы они нагружают ребенка собственными проблемами вместо того, чтобы вводить ребенка в культуру.

Таким образом, прежде чем воспитывать ребенка, родитель должен задуматься о воспитании самого себя.

Трудный, по мнению родителей, характер у ребенка может подразумевать как излишнюю эмоциональность, агрессивность , вспыльчивость, неуравновешенность так и, наоборот, плаксивость, частую смену настроения, привычку жаловаться, комплекс неполноценности.

АГРЕССИВНОСТЬ – черта характера, которая предполагает поведение, целью которого является причинение вреда.

Почему ребенок агрессивный? Это случается с теми, кому родители в детстве уделяли мало внимания. Чтобы как-то обратить внимание окружающих, в том числе папы и мамы, ребенок ведет себя агрессивно и грубо. Обычно так себя ведут дети, чьи родители постоянно заняты и работают, оставляя ребенка на попечение бабушкам и дедушкам. Агрессивность чаще всего прогрессирует в подростковом возрасте.

Для того, чтобы предотвратить враждебность и агрессивность ребенка, нужно постоянно пытаться понять его. Уделяйте ему достаточное количество внимания и времени, радуйтесь его достижениям, интересуйтесь всеми его делами.

НЕУРАВНОВЕШЕННОСТЬ. Эта особенность характера делает человека угнетенным, беспокойным. Такие люди живут в придуманном мире, любят «строить воздушные замки», и начиная какое-либо дело быстро теряют к нему интерес.

Почему формируется неуравновешенность у ребенка? Родители не обеспечивали малышу его моральную безопасность. В доме, где рос ребенок, царили постоянные ссоры и беспорядок. Возможно, семья сталкивалась с частыми переездами. Все эти факторы привели к тому, что у ребенка не сформировалось чувство безопасности – место, в котором он жил, не подходило под определение «дом», где должно быть комфортно и спокойно.

Берегите своих детей от всех проявлений семейных неурядиц, все проблемы и конфликты решайте тогда, когда ребенка нет рядом.

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ. Этот комплекс делает человека очень робким и стеснительным. Он постоянно расстроен и озлоблен. Именно так проявляется желание скрыть ощущение неполноценности.

Из-за чего появляется комплекс неполноценности? Как правило, это происходит из-за того, что родители используют фразы типа «ты не знаешь, как это сделать», «ты еще слишком мал для этого», «у тебя ни за что не получится», «ты не сможешь» и прочее. Со временем ребенок перестает верить в свои силы и теряет уверенность в себе. Это серьезная проблема, так как восстановить самооценку очень трудно.

Верьте в силы ребенка, оценивайте любые его достижения по достоинству. Не забывайте поощрять и хвалить его.

Что нужно делать родителям, чтобы развить положительные черты характера у ребенка?

Конечно, в отношениях с детьми важен не только характер, но и понимание их трудностей, умение слушать и стремление помочь. Мудрое поведение родителей в «мелких» жизненных ситуациях – залог развития важных личностных свойств ребенка. Существует мнение «люди не меняются», но особенности характера все-таки можно изменить. Это нужно делать постепенно и терпеливо. Не давите на ребенка, не пытайтесь «сломить» его, не злоупотребляйте запретами и, тем более, наказаниями. Уделяйте детям как можно больше внимания и заботы.

Относитесь к воспитанию неформально. Обращайте внимание на качество проведенного с ребенком времени, а не на его количество. Современная жизнь всех научила невольно экономить на всем, в том числе на эмоциях, разговорах, общении с детьми. Поэтому вместо того, чтобы сосредоточить все внимание на словах ребенка, родители слушают рассеянно, думая о своем. Дети таких родителей чувствуют себя потерянными, поэтому помните, что даже отрицательное внимание (неодобрение, замечание) лучше, чем холодность и безразличие.

Меньше говорите, больше делайте. Если ребенок, несмотря на просьбы, бросает в стирку носки, вывернув их наизнанку, пусть родители однажды выстирают их так, как есть, не делая замечаний и упреков. Пусть ребенок сам заметит, в чем он был не прав. Когда слова не помогают, дела действуют убедительней, потому что они действенней слов.

Дайте детям почувствовать, что они сильны. Для этого с детьми надо советоваться, давать им право выбирать, покупать, готовить несложные блюда. Двухлетнему ребенку по силам помочь вымыть посуду и убрать столовые приборы в ящик. Конечно, у взрослого это выйдет быстрее и лучше, но разве в этом дело? Если обходиться без помощи детей, можно лишить их возможности чувствовать себя нужными.

Не забывайте думать о том, к чему могут привести ваши слова и поступки. Если вмешиваться, когда в этом нет необходимости, можно лишить детей возможности видеть последствия и учиться на собственных ошибках. Тем самым живая жизнь подменяется ворчливыми нравоучениями и запугиванием. Если ребенок забывает взять с собой завтрак – не нужно класть его изо дня в день в портфель. Если он забудет его, то проголодается и запомнит, что нужно класть завтрак в портфель самому.

Избегайте конфликтов. Если ребенок испытывает родителей истерикой, обидой, злостью или говорит неуважительным тоном, родителям лучше уйти и сказать, что его будут ждать в соседней комнате, чтобы спокойно поговорить. Важно не поддаваться на провокации и хранить невозмутимость. Обида и злость будет означать проигрыш.

Не мешайте в одну кучу вину и виноватого. Ребенок может сделать что-то нехорошее, но не может быть плохим. Он должен всегда быть уверен, что его любят независимо от того, что он сделал. Если сомневаетесь в правильности своих требований, спросите себя честно, будет ли ребенок от этого увереннее в своих силах?

Нужно всегда помнить о будущем, о том, что наше слово отзовется не только сейчас, но и через года , когда дети будут воспитывать своих детей. Если ударить ребенка, пытаясь решить сиюминутную проблему, можно заодно научить его агрессивным действиям в ситуациях, которые можно уладить бесконфликтным путем.

Будьте последовательны. Если перед походом в магазин было решено не покупать конфеты, то родители должны держать свое слово, несмотря на капризы, уговоры и слезы. Не сразу, но со временем ребенок будет чувствовать уважение по отношению к родителям, если поймет, что их обещания сдерживаются.

Помните:
• если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;
• если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
• если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
• если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;
• если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
• если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
• если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
• если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
• если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;
• если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
• если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Поддержка города

Москва поддерживает многодетные семьи. Ефимовы пользуются всеми льготами и выплатами, положенными по закону. Это компенсации части трат на питание, покупку школьной формы, оплаты коммунальных услуг, бесплатный проезд на городском транспорте и так далее. Кроме денежной помощи есть и другие виды поддержки.

В случае если семья оказалась в сложной жизненной ситуации, можно воспользоваться адресной социальной помощью. Семье выдаются электронные социальные сертификаты на приобретение продуктов, детских вещей, бытовой техники. Ефимовы за последние три года, пользуясь этой льготой, купили стиральную машину, холодильник и ноутбук. Кроме того, на время дистанционного обучения школа выделила ноутбуки для детей.

Проверки организаций начнутся уже скоро

QR-коды в торговых центрах проверяют только у посетителей, отметила Патяшина, а у персонала ТЦ есть время до 8 ноября, чтобы провакцинироваться первым компонентом, и до 6 декабря — вторым. Проверки организаций на предмет соблюдения требования об обязательной вакцинации начнутся с 9 ноября.

Сотрудники с медотводом продолжат работать — со строгим соблюдением всех мер. Как правило, количество лиц с медицинскими противопоказаниями в трудовых коллективах не превышает 20%, остальные 80% должны быть вакцинированы. Если доля людей с медотводом превышает показатель — то это предмет для внимательного изучения справок совместно с Министерством здравоохранения РТ, заметила Патяшина.

Глава Роспотребнадзора назвала документы, чтобы предприятия заранее приготовились к приходу проверки. Это:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector