Ano-ds74.ru

Журнал ДС-74
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Порядок возмещения НДС из; бюджета

Порядок возмещения НДС из бюджета

Елизавета Кобрина

Все налогоплательщики имеют право уменьшить налог к уплате за счет входного НДС. Входным называется налог, который компании платят со своих покупок: товаров, материалов, работ, услуг и пр.

Если по итогам квартала входной налог окажется больше, чем исчисленный к уплате, компания сможет вернуть разницу между ними — возместить НДС. Такое часто случается с теми, кто в течение квартала продавал меньше, чем покупал, или занимается экспортом.

Вы можете потребовать возмещения в течение трех лет после окончания квартала, в котором вычеты превысили налог к уплате. Выйти за пределы этого срока можно, только если у вас были уважительные причины. Например, ИФНС не выполнила свои обязанности правильно, хотя вы заявили возмещение в срок.

  • подписания счета-фактуры неуполномоченным лицом;
  • указания в счете-фактуре фактического адреса грузополучателя;
  • заключения сделки с контрагентом, не прошедшим государственную регистрацию.
  • Арбитражная практика по данным основаниям отказа складывается в пользу как налогоплательщика, так и фискальных органов.

Вывод о недостоверности счетов-фактур, подписанных не лицами, значащимися в учредительных документах поставщиков в качестве руководителей этих организаций, по мнению арбитражных судов, не может самостоятельно в отсутствие иных фактов и обстоятельств, позволяющих усомниться в добросовестности налогоплательщика, рассматриваться в качестве основания для признания налоговой выгоды необоснованной (см. Постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, ФАС Северо-Западного округа от 01.02.2011 по делу N А66-3490/2010, от 03.02.2011 по делу N А56-17089/2010, ФАС Центрального округа от 16.11.2010 по делу N А54-988/2010).

Судебная практика

Одним из основополагающих документов, которым судьи должны руководствоваться, если происходит оспаривание отказов в утверждении и согласовании НДС, до сих пор является Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 . В пункте 49 сказано, что по нормам статьи 176 НК РФ на налоговую декларацию по НДС, в которой было заявлено право плательщика на возмещение данного налога, распространяются общие правила проведения камеральных налоговых проверок и рассмотрения материалов этих проверок, предусмотренные статьями 88 НК РФ, 100 НК РФ и 101 НК РФ . Это означает, что никакого особого внимания к таким отчетам налоговики проявлять не должны. Но на практике они его проявляют практически всегда.

В этом же документе сказано, что если орган ФНС вынес отказ в возмещении НДС, проводки по которому показались ему подозрительными, то по нормам пункта 3 статьи 176 НК РФ такой вывод, даже если отказ в вычете является частичным, нужно изложить в отдельном решении. Одновременно с ним налоговая служба должна принять решение о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. О спорить эти два решения разрешено только в связке, поскольку ВАС РФ утверждает, что суды при рассмотрении таких жалоб должны исходить из того, что эти решения не могут исследоваться и трактоваться в отрыве друг от друга, в том числе при их обжаловании. Эти решения ФНС вступают в силу одновременно, обжалуются совместно и оплачиваются государственной пошлиной как одно требование налогоплательщика.

Итак, рассмотрим, какие аргументы находят налоговики, чтобы убедить суд принять свою сторону и признать обоснованным отказ в возмещении НДС: судебная практика противоречива.

Льготы по налогу влияют на вычет

Более свежую позицию по этому поводу высказал Верховный суд РФ в обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016. Судьи рассмотрели ситуацию, когда организации решением ФНС было отказано в возврате НДС в связи с тем, что, осуществляя в проверяемом периоде воздушные перевозки пассажиров и багажа, компания приобретала услуги наземного обслуживания воздушных судов, которые по нормам статьи 149 НК РФ освобождены от обложения НДС, в связи с чем не имела права включать полученные от поставщиков таких услуг суммы налога в состав вычетов, независимо от их выделения в выставленных контрагентами счетах-фактурах.

Необоснованная налоговая выгода

Еще одним обстоятельством, при котором арбитражный суд примет сторону проверяющих, станут неоспоримые доказательства того, что поводом для заявления вычета послужило желание налогоплательщика получить необоснованную налоговую выгоду. Такой вывод сделан в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.03.2016 N Ф08-755/2016. В спорной ситуации налоговые инспекторы отказались уменьшить сумму НДС, поскольку у контрагента-налогоплательщика не оказалось необходимых условий для достижения результатов заявленной экономической деятельности. Хотя между двумя организациями был заключен договор поставки по приобретению инструментов и оборудования, который прилагался к материалам дела вместе со счетами-фактурами, товарными накладными, путевыми листами и другими документами, оказалось, что все это фикция. У организации-поставщика отсутствовали управленческий и технический персонал, основные средства, производственные активы, складские помещения и транспортные средства. Исходя из этого судьи сделали вывод о нереальности хозяйственных операций налогоплательщика со своими контрагентами.

Фирмы-«однодневки»

Так называемая фирма-«однодневка» в роли контрагента является еще одним козырем ФНС при отказах в возврате НДС. Хотя доказать такие обстоятельства налоговикам удается далеко не всегда, нередко они становятся причиной отрицательного для плательщика судебного решения. Признаки таких контрагентов налоговики не скрывают. Более того, ФНС издала приказ от 11 февраля 2016 г. N ММВ-7-14/72@ , в котором перечислила все основания для проведения проверок, связанных с сомнительным местом регистрации организаций. В частности, проверяющие обращают внимание на сведения, включаемые или уже внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), а в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности отменяют уменьшение налога. Судьи ФНС в таких решениях поддерживают при наличии достаточных доказательств, как, например, сделал это Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 23 января 2017 г. по делу N А40-51878/2016.

Читать еще:  Абонентская плата за домофон

Арбитры указали, что организация, которая хотела оспорить отказ в вычете НДС, заключила договоры подряда с фирмами-«однодневками», а первичная документация содержала недостоверные сведения, поскольку была подписана неустановленными лицами. Руководители организации, которые были указаны в ЕГРЮЛ, пояснили, что не имеют отношения к данной фирме. В связи с этим суд сделал вывод, что истец не проявил должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагентов, а его действия оказались направлены на получение необоснованной налоговой выгоды.

Вывод из этих и других судебных решений только один: перед заключением договора необходимо обязательно проводить проверку контрагента. Чаще всего сумма самого невозвращенного НДС чуть ли не меньше штрафов, которые придется заплатить после вынесения судом решения в пользу налоговой службы.

Как контрагент может повлиять на решение налоговой

Документы и отчетность контрагента, как участника сделки, для инспекторов и для суда является подтверждением реальности купли-продажи, а, следовательно, права организации на возмещение НДС.

В случае, когда налоговики заподозрят компанию в занижении исчисленного НДС, а стало быть, в неправомерности применения налоговых вычетов, доказать это они смогут, запросив документы у партнера организации.

Если окажется, что она сотрудничает с компанией, которая находится у ФНС не на самом лучшем счету, налоговики могут признать сделку фиктивной и заявить, что проверяемый налогоплательщик приобрел товары у другого поставщика по более низкой цене или вовсе произвел их сам. В лучшем случае компанию обвинят в «отсутствии должной осмотрительности» при выборе партнера, в худшем – в злом умысле.

Мы в свою очередь гарантируем полный порядок в первичных документах, которые проверяют и сверяют с данными партнера инспекторы в ходе камеральной проверки. Мы заранее сопоставим все сведения с контрагентом, инспекторы просто не найдут, к чему придраться.

Наша уникальная запатентованная технология обработки первичных документов «Процессинг» позволяет в режиме онлайн контролировать, все ли документы, сопутствующие конкретной сделке, были оформлены и насколько грамотно. Отчет о недостающих или требующих исправления документах мы отправляем клиенту регулярно, с ранее согласованной периодичностью. Благодаря налаженной обратной связи наши клиенты собирают и корректируют необходимые для «камералки» документы в течение отчетного квартала, а не в последний момент.

Такой подход не только поддерживает порядок в бухгалтерии, но и позволяет максимально быстро подготовить все документы для камеральной проверки по вычету НДС.

Что сделать, чтобы повысить шанс возраста НДС?

Ваша организация занимается реализацией или ввозом товаров, при приобретении вы уже платите в бюджет налог в определённой ставке. Если случилось так, что налог в реализации товаров больше, то вам придётся заплатить в бюджет. Если же меньше, то государство обязано сделать вам возврат НДС.

На усмотрение налогового органа вычет может быть как отправлен на расчётный счёт налогоплательщика, так и пойти в счёт будущих налогов. Сама сумма засчитывается в течение трех месяцев.

Нужно помнить, что налоговики, стараясь не возвращать причитающийся вам НДС, предпринимают все действия: проверяются также и ваших контрагентов, требуют предоставление дополнительных бумаг.

Что же нужно, чтобы получить свои законные вычеты? На словах и бумаге всё довольно просто. На деле же оказывается куда сложнее. Если вы уверены, что в процессе предпринимательской деятельности не нарушали закон, работали с проверенными поставщиками, то по истечении проверки вычет вы всё-таки дождетесь. И всё же, как вернуть НДС? Особенно это касается экспортных товаров, если у вас соблюдены все необходимые условия:

  • Товары и услуги должны быть учтены в необходимых журналах.
  • Подтверждение того, что вы пересекали границу, — отметка таможенников.
  • Все реализованные товары обложены НДС.
  • В счёт-фактурах выданных числится этот товар.
  • При реализации товара за границу НДС платится на самой границе.
  • Если организация арендует помещение, то вычет может быть произведен после оплаты аренды.

Нюансы возврата НДС можно увидеть в следующем видео:

Почему возникают проблемы с возвратом НДС в Казахстане

Развитие внешнеэкономической деятельности и привлечение инвестиций позволят расширить экспортный потенциал Казахстана. Для стимулирования роста государство предоставляет налогоплательщикам, осуществляющим обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС, права на возврат из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, работ и услуг, которые использовались для целей оборотов по нулевой ставке.

Читать еще:  Генеральная доверенность на автомобиль

К оборотам, облагаемым по нулевой ставке НДС, относятся:

— оказание услуг по международным перевозкам;

— реализация горюче-смазочных материалов, осуществляемая аэропортами при заправке воздушных судов иностранных авиакомпаний, выполняющих международные полёты, международные воздушные перевозки;

— реализация товаров на территорию СЭЗ;

— реализация аффинированного золота и другие виды реализации товаров, работ и услуг, перечисленные в налоговом законодательстве Казахстана.

Возврат НДС из бюджета осуществляется на основании требования налогоплательщика, осуществляющего обороты, облагаемые по нулевой ставке, указанного в декларации по НДС, в установленные налоговым законодательством сроки.

В Казахстане запустят систему Tax Free

В Казахстане запустят систему Tax Free

Указание этого требования инициирует проведение тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных налогоплательщиком к возврату.

Налоговое законодательство Казахстана предусматривает случаи возврата НДС без проведения налоговой проверки.

В данной статье речь пойдёт об одной из проблем, возникающих у налогоплательщиков в результате тематических налоговых проверок – это отказ в возврате НДС в связи с применением критериев системы управления рисками (СУР).

Критерии утверждены приказом министра финансов РК от 2 февраля 2018 №118 «Об утверждении правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость и критериев степени риска» (далее – правила СУР).

Правила СУР разработаны в соответствии с налоговым законодательством Казахстана и применяются для подтверждения суммы превышения НДС, предъявленной к возврату.

При этом их цель — предотвратить случаи злоупотреблений и превышений прав отдельными налогоплательщиками.

Часть критериев СУР направлена на выявление фиктивных взаиморасчетов, когда счёт-фактуры выставляются с НДС без экономической сущности, например:

взаиморасчёты с лицом, снятым с учёта по НДС, после даты его снятия с учёта по НДС;

взаиморасчёты с лицом, ликвидированным на момент выставления счёта;

взаиморасчёты с лицом, признанным банкротом решением суда, вступившим в силу на момент выставления счёта.

Этот подход является взвешенным и обоснованным, поскольку НДС по таким транзакциям не отражается неблагонадёжными поставщиками в декларации по НДС и в дальнейшем не уплачивается в бюджет. Соответственно, в результате выявления таких фиктивных взаиморасчётов исключается риск возврата из бюджета НДС налогоплательщику, осуществившему взаиморасчёты с неблагонадёжными поставщиками.

Насколько увеличились налоговые поступления в Нацфонд в текущем году

Насколько увеличились налоговые поступления в Нацфонд в текущем году

При этом правила СУР предусматривают начисление баллов по каждому критерию, всего критериев 15.

Если суммарный итог критериев 35 баллов и более, то налогоплательщик относится к рисковым и налоговые органы проверяют не только его непосредственных поставщиков, но и всех остальных поставщиков до последнего уровня.

Если менее 35 баллов, то налогоплательщик признаётся менее рискованным, и в этом случае проверяются только его непосредственные поставщики. В данном случае, если налоговый орган усмотрит в деятельности налогоплательщика схему ухода от налогов, то его всё равно могут проверить до последнего поставщика.

Однако на практике налоговые органы не представляют обоснованных доводов о наличии каких-либо схем или признаков уклонения от уплаты налогов. Сам факт субъективного усмотрения налоговым инспектором возможного признака уклонения от налогов считается достаточным основанием для запуска аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам» по всем уровням поставщиков.

Налогоплательщики отмечают, что взаимоотношения поставщиков 2 и 3 уровней и более не могут влиять на их взаимоотношения с непосредственными поставщиками. Соответственно, у налогоплательщиков нет возможности регулировать и/или контролировать сделки, совершаемые между поставщиками последующих уровней (кроме первого уровня). У них также отсутствует возможность самостоятельной отработки выявленных у данных контрагентов нарушений. В результате добросовестные налогоплательщики не защищены от действий недобросовестных контрагентов и несут значительные налоговые риски в части невозврата НДС.

Согласно статье 6 Налогового кодекса, налоговое законодательство должно строиться на принципе определённости: «Определённость налогообложения означает установление в налоговом законодательстве Республики Казахстан всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика, обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налогов».

В большинстве случаев налоговые органы при налоговых проверках по подтверждению сумм НДС к возврату запускают аналитический отчёт «Пирамида по поставщикам», где проверяются все поставщики до последнего уровня, но при этом причины, которыми руководствуются налоговые органы при невозврате суммы НДС, зачастую прямо не предусмотрены налоговым законодательством. Так, на практике были случаи, когда:

налоговый орган не принимает во внимание тот факт, что поставщик на момент сделки был добросовестным налогоплательщиком (т.е. не учитывает, что НДС в полной мере был уплачен сторонами сделки и был отражён в декларации по НДС своевременно);

налоговый орган указывает в качестве основания для исключения суммы НДС к возврату обстоятельства, не предусмотренные налоговым законодательством и правилами СУР (например, не удаётся проследить происхождение товара, работ и услуг);

Читать еще:  Как рассчитать пени по налогу?

при построении отчёта «Пирамида по поставщикам» налоговым органом учитывались суммы НДС дважды, а иногда и трижды по одним и тем же поставщикам (т.е. допускались математические ошибки);

налоговый орган не предоставляет налогоплательщикам одновременно с актом проверки Реестр направленных в территориальные налоговые управления запросов по выявленным нарушениям;

налоговыми органами нарушается порядок формирования аналитического отчёта «Пирамида по поставщикам», а также порядок анализа и обработки его результатов.

В последнее время обозначилась тенденция, когда после проведения тематической проверки по подтверждению достоверности превышения НДС и возврата подтверждённой суммы НДС налогоплательщику, налоговые органы выставляют уведомление о камеральном контроле, в результате которого начисляется НДС к уплате за уже проверенный период.

Это значит, что ранее возвращённый из бюджета НДС подлежит уплате в бюджет вместе с начисленной пеней. При этом налогоплательщики не могут оспорить уведомления о камеральном контроле в судебном порядке и вынуждены обжаловать действия налоговых органов.

Почему налоговики инспектируют холодильники в Нью-Йорке

Почему налоговики инспектируют холодильники в Нью-Йорке

Таким образом, налоговые органы, применяя толкование, не основанное на принципе определённости налогообложения, могут приводить причины невозврата НДС, не предусмотренные налоговым законодательством. В таких случаях налогоплательщикам необходимо отстаивать свои права при обнаружении подобных нарушений со стороны налоговых органов путём обжалования уведомлений о результатах тематической проверки по подтверждению достоверности превышения суммы НДС, предъявленной к возврату, и/или уведомлений о камеральном контроле, выставленных после проведения тематической проверки по НДС.

Вопрос возврата НДС остаётся наиболее проблемным в налоговом администрировании, а налогоплательщик, осуществляющий обороты, облагаемые по нулевой ставке, имеет право на своевременный возврат в полном объёме из бюджета суммы НДС, предъявленной им к возврату, только в идеальных условиях, которые практически недостижимы в условиях, когда налоговые органы не соблюдают принцип определённости налогообложения.

В настоящее время имеются положительные изменения в налоговом законодательстве (новый метод администрирования НДС путем внедрения контрольных счетов НДС с применением технологии Blockchain и виртуального склада), предполагающие прозрачность в порядке проведения налоговыми органами возвратов НДС, в результате чего показатель возврата НДС налогоплательщикам из бюджета значительно улучшится.

Заявительный (ускоренный) порядок возмещения НДС

Заявительный порядок возврата НДС могут использовать только некоторые категории налогоплательщиков, отвечающие определенным условиям. В рамках заявительного порядка возврат налога производится до окончания камеральной налоговой проверки.

Возместить НДС в ускоренном порядке могут:

    Организации, уплатившие за 3 последних года налогов на сумму более 7 млрд. руб.;

Учитывается только НДС, акцизы, налог на прибыль и на добычу полезных ископаемых. Иные платежи в расчет не берутся. Данное условие применяется только, если с момента регистрации организации прошло не менее 3-х лет.

Что из себя представляет банковская гарантия, кем она выдается и каким требованиями должна отвечать мы рассмотрим далее в статье.

При условии предоставления вместе с декларацией копии договора поручительства управляющей компании, определенной Правительством РФ в соответствии с законом “О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации”.

При условии предоставления вместе с налоговой декларацией договора поручительства управляющей компании, определенной законом “О свободном порте Владивосток”.

Что такое банковская гарантия

Банковская гарантия – это документ, в котором банк поручается за налогоплательщика перед налоговыми органами и обещает вернуть в бюджет сумму НДС, если по итогам проверки налог, заявленный к возмещению, не был подтвержден.

Обратите внимание, что не каждый банк имеет право выдавать гарантию. Для этого он должен отвечать условиям, установленным п.3 ст. 74.1 НК РФ и быть включенным в список, утверждаемый Минфином РФ.

На настоящий момент в данном списке числится 262 кредитные организации, имеющие право выдавать банковскую гарантию.

Сама банковская гарантия должна отвечать следующим требованиям:

  • Быть безотзывной и непередаваемой;
  • Иметь срок действия – не менее 8 месяцев с даты представления декларации в ИФНС;
  • Размер средств, на которые выдана гарантия, должен полностью покрывать сумму НДС, заявленную к возмещению.

Особенности возмещения НДС в заявительном порядке

Возврат налога на добавленную стоимость в ускоренном порядке состоит из следующих шагов:

  • Заполнение налоговой декларации по НДС;
  • Получение банковской гарантии на сумму, указанную в декларации;
  • Сдача декларации и банковской гарантии в налоговый орган;
  • Подготовка и направление в ИФНС заявления на применение заявительного порядка (если оно не было приложено к декларации и банковской гарантии);
  • Вынесение решения о возмещении НДС в течение 5 дней с даты получения налоговым органом заявления;
  • Направление решения в адрес налогоплательщика – не позднее 5 дней с даты его вынесения;
  • Перечисление средств на расчетный счет в течение 6 дней с даты вынесения решения.
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector