Ano-ds74.ru

Журнал ДС-74
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Категория земель и вид разрешенного использования: что это и на что влияет

Что такое категория земельного участка? Под этим термином понимается описание свойств территории и правовой режим ее использования, который контролируется на законодательном уровне.

Всего категорий земельных участков семь. Некоторые из них назначаются в зависимости от того, что находится на территории. Так, если участок занят лесом или рекой, его относят к землям лесного или водного фонда соответственно. Другие категории определяются планами государства на территории. Если задумано отдать их под поля, то категория земельного участка будет сельскохозяйственной, а если на этом месте будет завод — промышленной.

Смена категории земли возможна, но это скорее исключение, чем правило. Государство очень не любит менять тип участка.

ВС: Вид разрешенного использования участка можно изменить в соответствии с назначением сооружения на нем

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда вынесла Определение № 301-ЭС20-10890 по делу об оспаривании собственником детского спортивного комплекса решения регионального министерства об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка под таким объектом.

Попытка изменения вида разрешенного использования участка под спортивным объектом

В декабре 2009 г. правительство Нижегородской области предоставило ООО «Автогильдия С» земельный участок в столице этого региона для строительства детского комплекса. При этом вид разрешенного использования выделенного участка земли был определен как «для строительства детского спортивного комплекса “Картодром”», а сам он относился к категории земель населенных пунктов. Впоследствии стороны заключили соглашение о реализации инвестиционного проекта по возведению такого объекта, по условиям которого общество обязалось построить детский спортивный комплекс, а также компенсировать затраты регионального правительства на социальную, транспортную и инженерную инфраструктуру в размере 1,3 млн руб.

Общество построило объект и зарегистрировало право собственности на него в установленном законом порядке. В апреле 2017 г. стороны подписали соглашение о результатах реализации инвестиционного проекта в связи с завершением строительства и исполнением обязательств.

Далее собственник спорткомплекса обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Нижегородской области с заявлениями об изменении ВРИ участка, в которых просил установить вид «Спорт» по коду 5.1 или вид «для эксплуатации детского спортивного комплекса “Картодром”». Госорган отказал заявителю, мотивируя это тем, что последнему необходимо оформить долгосрочный договор аренды земельного участка, на котором завершено строительство детского спортивного комплекса.

В феврале 2019 г. ООО «Автогильдия С» вновь обратилось в министерство с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с вида «для строительства детского спортивного комплекса “Картодром”» на вид «для эксплуатации детского спортивного комплекса “Картодром”». Министерство отказало обществу в этом, сославшись на то, что действующим градостроительным регламентом указанный ВРИ не предусмотрен для зоны, в которой расположен участок. Оспаривание отказа в судебном порядке не увенчалось успехом (дело № А43-27214/2019).

Поскольку следующее аналогичное обращение об изменении ВРИ участка на «Спорт» потерпело фиаско, заявитель также оспорил его в арбитражном суде. По мнению организации, решение госоргана нарушило его права и законные интересы в экономической сфере, так как отказ в изменении вида разрешенного использования земельного участка препятствует обществу как в оформлении прав на него, так и в эксплуатации построенного спортивного комплекса.

Суды разошлись в своих решениях

Арбитражный суд отказал в удовлетворении требований общества, отметив, что спорный участок земли расположен в зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности, которой не предусмотрен испрашиваемый вид разрешенного использования «Спорт» ни в качестве основного, ни в качестве условно разрешенного. Как пояснил суд, у министерства отсутствовали правовые основания для изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка на ВРИ, не предусмотренный градостроительными регламентами территориальной зоны, в которой расположен такой участок.

В дальнейшем апелляция отменила решение первой инстанции, признав отказ министерства незаконным и обязав его повторно рассмотреть заявление общества в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вторая инстанция сочла, что суд первой инстанции неправомерно вышел за пределы рассмотрения заявленных требований, подменив собой государственные и муниципальные органы, реализующие свои полномочия в рамках предусмотренной законом компетенции. Тем самым, отметила апелляция, министерство не доказало, что нежилое здание, расположенное на спорном земельном участке, используется обществом не по целевому назначению.

Тем не менее окружной суд отменил постановление апелляции и оставил в силе решение первой инстанции. Кассация сочла, что само по себе указание в оспариваемом решении министерства ошибочных мотивов либо не всех оснований принятия такого решения не свидетельствует однозначно о его незаконности.

В связи с этим общество направило кассационную жалобу в Верховный Суд.

ВС встал на сторону собственника спортивного объекта

Как пояснила после изучения материалов дела № А43-31876/2019 Судебная коллегия по экономическим спорам, объекты капстроительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться по прежнему фактическому виду разрешенного использования. Исключения составляют случаи, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для защищаемых законом ценностей.

«При этом любая реконструкция таких объектов, т.е. изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Следовательно, и земельное, и градостроительное законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории (ст. 30 ГрК РФ), и существующее фактическое использование объектов не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия», – отмечено в определении.

Читать еще:  Как проверить авто на арест и ограничения у судебных приставов

В рассматриваемом случае, как пояснил Верховный Суд, общество в установленном порядке построило детский спортивный комплекс на земельном участке, предоставленном публичным уполномоченным органом для строительства этого объекта. При этом ВРИ участка не соответствует градостроительному регламенту, утвержденному Правилами землепользования и застройки Нижнего Новгорода, принятыми после возведения объекта. Организация вправе использовать участок по прежнему фактическому виду разрешенного использования, при этом в целях оформления права собственности или права аренды на спорный участок вид его разрешенного использования может быть установлен в соответствии с видом разрешенного использования объекта капитального строительства и классификатором видов разрешенного использования земельных участков.

Вместе с тем положениями Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Поэтому при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

«Поскольку согласно Правилам землепользования и застройки Нижнего Новгорода спорный земельный участок расположен в функциональной зоне ТПК-4 – зона производственно-коммунальных объектов V класса опасности, при решении вопроса об установлении вида разрешенного использования участка в соответствии с видом разрешенного использования построенного капитального объекта и Классификатором необходимо исследовать, не опасно ли использование спорного объекта “детский спортивный комплекс “Картодром” и земельного участка для жизни или здоровья человека в указанной функциональной зоне», – заключил Верховный Суд, отменив судебных акты нижестоящих судов и вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Эксперты «АГ» прокомментировали выводы ВС

Старший юрист АБ «Халимон и партнеры» Денис Глухов отметил, что установление вида разрешенного использования, предполагающего исключительно строительство объекта и не допускающего последующую его эксплуатацию, незаконно. «Незаконно и лишение собственника возведенного объекта права выбрать арендовать участок под объектом или выкупить его. Неверная формулировка ВРИ участка, предоставленного под строительство ДСК “Картодром”, породила данный спор. Подобные вопросы уже несколько лет в Московском регионе решаются без обращения в суд путем обращения в контролирующие органы или прокуратуру», – сообщил он.

По словам эксперта, в рассматриваемом деле ситуация усугубилась утверждением после завершения строительства объекта правил землепользования и застройки, которые не предполагают в данной функциональной зоне как существующий, так и требуемый истцом ВРИ. «Суды трех инстанций разрешили спор формально, высказавшись лишь о законности формулировок отказа. Верховный Суд рассмотрел вопрос шире, указав на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, обратил внимание на несоответствие ПЗЗ как текущего ВРИ участка и функционального назначения возведенного объекта, так и ВРИ, испрашиваемого истцом, указал на необходимость оценки безопасности размещения картодрома в данной зоне. Данный поход, несомненно, верен и соответствует текущей практики. Полагаю, что исход дела данным определением не предрешен, а у истца в случае проигрыша есть и иные варианты защиты», – подытожил Денис Глухов.

Ведущий юрист Содружества земельных юристов Марина Строкань назвала позицию ВС справедливой и конструктивной: «Тот вектор мысли, который Коллегия предлагает судам при повторном рассмотрении дела, согласуется с основной концепцией института градостроительного зонирования в целом».

«Аргументация общества сводится к невозможности приобретения участка в собственность в связи с несоответствием текущего ВРИ целям использования участка в дальнейшем. Вместе с тем оно не лишено права выкупа земельного участка с сохранением текущего вида использования. Интерес общества фактически заключается в установлении вида разрешенного использования в соответствии с классификатором, т.е. актуализации вида использования», – отметила юрист.

Марина Строкань добавила, что общество вправе обратиться с соответствующим заявлением об актуализации вида разрешенного использования классификатору в уполномоченный орган. «В рамках данной процедуры надлежит установить, насколько существующий ВРИ, фактическое использование земельного участка и функциональное назначение объекта соответствуют содержанию испрашиваемого ВРИ. Разрешенное использование земельного участка представляет собой установление конкретной цели (целей) использования участка земли и определение объема прав и обязанностей лица, которому принадлежит земельный участок, на основании осуществления определенных процедур зонирования территорий (см. Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 ноября 2018 г.)», – пояснила она.

«Использование земельных участков должно согласовываться не только с прямым назначением объектов недвижимости, т.е. соответствовать принципу единства, но и отвечать требованиям безопасной эксплуатации. В этой концепции планирования и застройки территорий логичной, более того, необходимой является проверка безопасности использования детского спортивного комплекса в функциональной зоне производственно-коммунальных объектов V класса опасности, на которую указал Верховный Суд. Справедливо будет заметить, что вопросы безопасности эксплуатации социально значимых объектов (или в целом объектов, связанных с пребыванием в них людей) должны заботить как застройщика, так и уполномоченные органы на стадии согласования возможности их размещения, а не в момент завершения строительства. Так, ВС РФ призывает суды не руководствоваться исключительно формальным подходом при рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, – так, в одном из дел Судебная коллегия указывает на правовое значение охранных зон, соблюдение которых, в том числе, позволяет избежать негативных последствий, связанных с жизнью и здоровьем граждан (Определение ВС РФ № 310-ЭС19-11707 от 5 марта 2020 г. по делу № А48-2996/201)», – подчеркнула эксперт.

Читать еще:  Займ от учредителя налоговые последствия в 2022 году

Юрист также предположила, что при указанных обстоятельствах вопрос изменения ВРИ в соответствии с классификатором может быть также решен в пользу общества, однако суд не лишен права на постановку соответствующих вопросов перед экспертом.

И так, что к чему?

Публичные слушания — это вынесение на общественное обсуждение населению градостроительной документации для учета мнений в целях дальнейшего утверждения.

Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) — это результат проведения публичных слушаний в соответствии с ГрК РФ, утвержденных постановлением органов местного самоуправления (голосование на местном уровне, Управа, Префектура, ДГИ, Москомархитектура). ПЗЗ устанавливают градостроительный регламент:

  • виды разрешенного использования;
  • территориальное, функциональное зонирование;
  • ограничения в использовании земли, построек;
  • максимальные параметры по застройке (высота, пятно застройки и т. д.);
  • предельный максимальный и минимальный размер земельных участков.

Проект планировки территории (ППТ) — градостроительный документ, содержащий:

  • информацию о красных линиях;
  • градостроительный регламент по результатам проведения публичных слушаний;
  • границы места, отведенного под строительство.

В процессе утверждения ППТ учитываются планировочные решения по развитию инфраструктуры города или сельского поселения.

Ген. план — окончательный градостроительный документ, в котором можно найти ВРИ на основании утвержденных ПЗЗ с учетом красных линий в ППТ. Ген. план разрабатывается в целях развития поселения с учетом географического положения (климат, плотность населения, природные особенности и другое), особенностей социального и экономического положения, обеспечивая защиту безопасности и наличие необходимых ресурсов для комфортного пребывания или использования для бизнеса.

Если вы получили «нули» или не удовлетворяющие вас данные или цифры в ГПЗУ, то необходимо приступить к следующим процедурам по внесению изменений в ген. план:

  • получить распоряжение на разработку градостроительной документации;
  • предусмотреть необходимые виды разрешенного использования. Запросить дополнительные согласования по ситуации;
  • подготовить ППТ с учетом размеров и расположения ваших объектов и законных интересов третьих лиц;
  • организовать публичные слушания;
  • пройти бюрократическую процедуру подписания и утверждения публичных слушаний, согласование с Градостроительно-земельной комиссией г. Москвы и получение заветного отдельного приказа Москомархитектуры об утверждении ГПЗУ;
  • непосредственное получение ГПЗУ и постановления Департамента Городского имущества г. Москвы о смене ВРИ на необходимое.

ВРИ — это ключевой фактор для профессионального участника рынка недвижимости при принятии решения, например о покупке земельного участка и застройке его под те или иные цели. ВРИ является в том числе важным условием на рынке и влияет на кадастровую цену земельного участка.

Имея необходимое ВРИ, или измененное под нужное: не составит труда в 7 — дневный срок получить разрешение на строительство в Мосгорстройнадзоре и начать строительство на законных основаниях.

При возникновении дополнительных вопросов по заказу работ (услуг) обращайтесь к специалистам компании «Земельный юрист» или оставьте заявку, и мы свяжемся с вами сами.

Какой земельный участок подходит для строительства дома?

Согласно земельному законодательству России, постройка жилья возможна на таких участках:

  • участок в черте поселения; вид разрешённого использования – ИЖС;
  • участок в черте поселения; вид разрешённого использования – ЛПХ (приусадебный участок);
  • участок в садово-некоммерческом товариществе; ВРИ – «для садоводства».

Обратите внимание: Земли сельскохозяйственного назначения, выделенные под ЛПХ, называются полевыми участками – на них строительство жилья не предусмотрено.

Рассмотрим плюсы и минусы каждого из трех вариантов земель, пригодных для жилых застроек.

Грамотный подход

Важно отметить, что в августе 2018 года в Земельный кодекс РФ включена статья 57.1, регулирующая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением и изменением ЗОУИТ. Таким образом, вопрос об объеме сведений, которыми располагают в том числе уполномоченные органы власти при принятии решений, становится еще более актуальным, поскольку согласно пункту 9 данной статьи убытки, связанные с ограничением прав, возмещаются органами государственной власти или ОМСУ, по вине которых сведения о ЗОУИТ в установленный срок не были внесены в ЕГРН.

В качестве еще одной иллюстрации можно привести судебное дело № А54‑2845/2017. Истец по данному делу приобрел в собственность земельный участок, относящийся к категории земель промышленности и иного специального назначения с видом разрешенного использования для строительства полигона ТКО. Однако перед приобретением участка истец не проверил, какие ВРИ в отношении данного участка предусмотрены в утвержденных ПЗЗ. Между тем в соответствии с ПЗЗ на указанном земельном участке возможно было осуществлять деятельность по озеленению территории, организации питомников растений. Именно эти виды разрешенного использования были отражены в ГПЗУ, полученном истцом перед началом планируемого строительства. В связи с указанным, строительство полигона ТКО оказалось невозможным, поскольку такой ВРИ не соответствовал градостроительному регламенту. Истец обратился в суд с иском об оспаривании отказа, однако суд отказал истцу в удовлетворении такого требования. Решение было оспорено в апелляционной инстанции, но осталось в силе. Как представляется, кассационная инстанция также поддержит позицию нижестоящих судов, поскольку объективно оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

54_3.png

Подводя итог, можно сформулировать следующие рекомендации, направленные на предупреждение описанных выше рисков. При принятии решения о приобретении земельного участка и/или объектов недвижимости и намереваясь осуществлять определенную хозяйственную деятельность на таком земельном участке (например, деятельность по обращению с отходами), необходимо, помимо категории земель и ВРИ данного участка, которые зафиксированы в правоустанавливающих документах, выяснить, какие виды разрешенного использования установлены правилами землепользования и застройки (градостроительным регламентом) для территории, в которой расположен земельный участок, а также возможное наличие ограничений (ЗОУИТ и пр.) осуществления хозяйственной деятельности.

Юлия ФИЛАТКИНА,
руководитель и ведущий эксперт АНО «Центр земельных, градостроительных и экологических правовых исследований „ЭПИ-Центр“», эксперт Комиссии по природопользованию и экологии «Деловой России», эксперт группы «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» Агентства стратегических инициатив (АСИ)

Читать еще:  Куда и как пожаловаться на сотрудника ГИБДД 2018?

Порядок изменения категории земли

Процедура изменения категории земель урегулирована нормами ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Для инициации процедуры изменения назначения участка заявителю нужно обратиться с заявлением в муниципальный орган (земельный комитет при данном органе) по месту нахождения участка. В случаях, когда земля находится в собственности или ведении органа федерального уровня – обращаться нужно в территориальное представительство Росимущества.

В заявлении должны быть указаны следующие сведения:

  1. Кадастровый номер участка, в отношении которого необходимо произвести смену целевого назначения;
  2. Текущую категорию (назначение) участка и запрашиваемую для изменения;
  3. Сведения о владельце земельного участка;
  4. Обоснование необходимости изменения категории.

Документы для смены категории земель

Для осуществления изменения категории земель, помимо указанного выше заявления, необходимо представить:

  • Правоустанавливающие на документы земельный участок (если заявитель не является собственником участка – документы о праве аренды или иного использования);
  • Подтверждение полномочий лица на подачу соответствующего заявления;
  • Кадастровый паспорт на землю;
  • Согласие собственника участка на изменение категории земли;
  • Заключение экологической экспертизы (если таковая необходима).

Самое главное при изменении категории земельного участка – строго соблюсти сложную процедуру и собрать все необходимые документы.

ВАЖНО: Срок смены категории земли при самостоятельном оформлении всех документов может затянуться до 6 месяцев и более. Помощь опытного адвоката позволяет сократить данный срок индивидуально в каждой ситуации, с учетом сложности и специфики каждого вида земли.

Примечание: Ряд категорий земель не может быть изменен, включая особо охраняемые территории или участки лесного фонда.

Вид разрешенного использования земли и его изменение

Вид разрешенного использования (ВРИ) – это носящая уточняющий характер характеристика участка, конкретизирующее допустимые виды использования земли в той или иной категории.

Помимо основного вида использования участка, установление условно-разрешенных видов использования должно происходить путем согласования с соответствующим уполномоченным органом. При этом выбор вспомогательного ВРИ допускается лишь после определения основного разрешенного использования.

Для изменения ВРИ необходимо обратиться с соответствующим заявлением на имя руководителя муниципалитета, в ведении которого находится земельный участок

В заявлении указываются все те же сведения, что и при изменении категории земли, но применительно к процедуре смены ВРИ.

Примечание: В ряде случаев может потребоваться организация и проведение публичных слушаний по данному вопросу. Такая необходимость возникает в случаях, если при этом могут быть затронуты права и интересы иных лиц – собственников смежных земельных участков или жителей близлежащей. Организация и расходы на проведение слушаний целиком и полностью возлагаются на заявителя.

При отказе в изменении условного ВРИ можно обжаловать полученный отказ в судебный орган в порядке КАС РФ, предусмотренном для обжалования решений гос- и муниципальных органов. Общий срок для обжалования такого решения – 30 дней с момента его вынесения.

Юридическая помощь в смене вида разрешенного использования

Если вам необходимо оперативное изменение категории земли или вида разрешенного использования участка без лишних сложностей и многочисленных визитов в государственные органы, вы можете заказать пакет услуг «под ключ» с сопровождением адвокатом Коченковым В.В.

Доскональное знание всех нюансов и «подводных камней» как федерального, так и регионального земельного законодательства позволяет мне успешно производить смену целевого назначения земель в Ижевске для моих клиентов, а также разрешать иные земельные вопросы.

Share the post «Изменение категории земли и вида разрешённого использования»

Почему могут отказать?

Одобрят, конечно, не любую заявку. Для каждой категории земли есть свои виды разрешенного использования, а перевод земли из одной категорию в другую всегда затрагивает генплан города. Например, сельскохозяйственные земли не всегда будут одобрены для перевода в земли поселений и наоборот — это помешает целостности города.

В Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» прописаны основные причины, которые влияют на решение о переводе земель. Самые строгие правила действуют для земель сельскохозяйственных угодий.

Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:

1) с консервацией земель;

2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;

3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;

4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;

5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;

6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее — линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;

7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;

9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector